«Это было круто!» — мой муж улыбался мне, сидя за столом напротив, когда я повесила трубку после разговора с бывшим.
«Раньше было так больно слушать, как ты с ним разговариваешь. Он унижал тебя, а ты просто терпела. Посмотри на себя сейчас!»
Я улыбнулась в ответ. Впервые за много лет я почувствовала спокойствие после ссоры с бывшим. Я даже засмеялась. «Совсем по-другому».
Кто была та женщина 4 года назад, 10 лет назад, которая пассивно стояла и терпела абьюз от людей? Не только от моего бывшего. От друзей и незнакомцев. От родственников. То, что я ни за что бы не терпела сейчас.
Почему я это делала? Почему многие из нас это делают? В последнее время я спрашиваю себя об этом, но не уверена, что на это есть один ответ.
***
«Ты одна из самых пассивных людей, которых я знаю», — сказал мне один человек за несколько лет до того, как мой брак распался.
Я так о себе не думала. Я считала себя сильной, умной, способной женщиной. Я думала, что он был неправ, но ничего не сказала. Теперь я понимаю, насколько он был прав.
Пассивность проявлялась каждый день. Я ни о чем не просила ни у кого. Я соглашалась на минимум. Я не высказывала свои потребности, я вообще ничего не говорила от себя. Я пыталась угождать людям, «помогать» и быть мягкой в ситуациях, когда должна была быть твердой.
Почему я терпела абьюз? Почему я была такой пассивной? Перемены — это сложно. Нужно перестраивать себя, нужно осознать и принять много болезненных моментов.
Я слышала, как люди говорят: «Женщины просто должны знать себе цену и постоять за себя» или «Если перестать принимать насилие, то оно прекратиться». И я согласна. Почему мы должны это терпеть? Почему? Нужно говорить «нет». Но у многих из нас наше «почему» начинается в детстве. Мы так привыкаем вести себя определенным образом, что даже не замечаем, что это неправильно.
***
Моя мама, сильная независимая женщина, страдала от психического расстройства и детской травмы, и я привыкла с детства вести себя хорошо. Я была осторожна, чтобы не спровоцировать маму. Я научилась этому, взрослея рядом с сильной, но хрупкой личностью.
Угождать другим стало для меня нормой, я в этом видела свою ценность. Мне было приятно помогать. Спасать. Делать людей счастливыми. Так я чувствовала себя любимой, когда во мне нуждались, потому что тогда они оставались со мной. Тогда возможно они бы меня не бросили, как эмоционально бросила мама.
Когда ваши «почему» берут начало в детстве, вы не понимаете, что делаете не так во взрослой жизни.
Я знала, что нельзя терпеть физическое насилие, но его и не было, разве что перед самым концом моего брака. Но я терпела вербальное и эмоциональное насилие, потому что оправдывала это его психическими проблемами. Потому что могло ведь стать лучше. Потому что и становилось иногда лучше. Я терпела плохие времена, потому что была надежда.
***
Иногда он был хорошим. Иногда он был романтичным и добрым. Я терпела месяца,когда все было плохо, потому что я не могла сказать, что конкретно плохо. Я не понимала, как выглядит нефизическое насилие. Я не понимала,что такое созависимые отношения или угождение людям, я не понимала токсичных сценариев. Я винила во всем его психическое состояние, а не себя. Я никогда не спрашивала: «Почему я это терплю?» Я оправдывала его и сбегала в мир фантазий.
Я думала, что я достаточно сильная, чтобы с этим справиться. Чтобы исправить его. Исправить нас. Пару раз я срывалась и пыталась уйти, но люди заставляли меня чувствовать себя виноватой и я думала: «Попробую еще раз».
Потому что я не хотела распавшуюся семью. Потому что я не бросаю. Потому что я думала, что нужно переживать плохие времена вместе. Я ожидала этого от себя. Потому что я не думала, что все будет только хуже.
***
Почему я терпела это? Потому что абьюз не всегда очевидный, и если бы он ударил меня, что он в итоге сделал, я бы ушла раньше.
Почему женщины это терпят? Потому что это не так легко, когда ты судишь об этом со стороны. Жизнь сложная и многослойная. Она не черная или белая.
Почему мы не уходим от абьюза? Потому что в большинстве случаев мы даже не осознаем его. Мы стоит слишком близко к картине и не можем увидеть в целом, что на ней нарисовано. И только сделав шаг назад все кусочки складывают в общую картину. И только тогда мы видим все и находим силы сказать «Нет».
Вот почему.
Комментарии (0)