Подборка фильмов, в которых герои проживают отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Все пять стадий, через которые проходят люди, когда сталкиваются со смертью.
Люди осознают, что жизнь отпущена им лишь на какое-то время. В этом наша человеческая уникальность и проклятие. Ведь многих ужасает мысль о том, что в один прекрасный день они прекратят своё существование. Хотя, наверное, бояться не стоит.
Выдающийся психолог Элизабет Кюблер-Росс в своей книге «О смерти и умирании», ставшей бестселлером в 1969 году, выделила пять этапов, через которые обычно проходят люди, когда сталкиваются с неминуемостью собственной смерти или гибелью близких. Эти этапы могут проходить в разном порядке, но чаще всего наступают в следующей очерёдности: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
Как и большинство теорий, модель Кюблер-Росс подверглась критике со стороны некоторых исследователей. Но Элизабет первая создала концепцию психологической помощи для умирающих пациентов и подняла вопрос о том, чтобы последние дни жизни больного были прожиты с достоинством, без страха и мучений.
Тема смерти в кино не нова. Она просочилась во все жанры. Мы предлагаем вам подборку из пяти фильмов, в которых ярко показаны пять стадий принятия смерти.
Отрицание: А теперь не смотри / Don’t Look Now (1973)
Стадия отрицания – это этап, на котором скорбящие или умирающие отрицают реальность гибели: смертельный диагноз, должно быть, ошибочен; этого не может быть. Они отрицают не только причину смерти, но и её неизбежность. В конце концов, на отрицании смерти сформировались целые культуры и цивилизации. Различные духовные и религиозные организации процветают на обещании вечной жизни в той или иной форме.
Кинокартина «А теперь не смотри» основана на повести мастера психологическо-мистических историй Дафны Дю Морье. Фильм показывает, какой психологический удар может нанести смерть близкого человека. Супруги Джон и Лора пытаются пережить потерю дочери, которая утонула в пруду. Они приезжают в Венецию, где Джон восстанавливает старую церковь, но их подстерегает очередная трагедия.
Гнев: Бабадук / The Babadook (2014)
Стадия гнева в модели Кюблер-Росс, как правило, следует за этапом отрицания. Часто она принимает форму вопросов: «почему я?», «почему это происходит?» и «кто виноват?».
Австралийский фильм ужасов «Бабадук» – сенсационный режиссёрский дебют Дженнифер Кент. Эсси Дэвис снялась в роли матери, которая овдовела, сходит с ума и изо всех сил пытается любить своего сына, который боится ужасного чудовища. Но монстр Бабадук – это не мстительный дух, не полтергейст и не демон. Это проявление гнева. Он овладевает Амелией, он изначально часть её. В реальном мире демоны не приходят из ада, они являются из глубоких и тёмных лабиринтов человеческой психики.
Торг: Не отпускай меня / Never Let Me Go (2010)
Как и стадия отрицания, стадия торга – это время отчаянной надежды. Если к виску человека наставить пистолет, он может предложить что угодно, дабы избежать расстрела. Атеист внезапно уверует в Бога. В момент отчаяния человек цепляется за любую надежду и просит о чуде.
«Не отпускай меня» – британский фильм-антиутопия о группе девочек и мальчиков, которые живут в интернате и не подозревают, что все они – клоны, которых создали с единственной целью. Они должны стать донорами органов для других людей. Каждому из них суждено умереть, чтобы сохранить жизнь кому-то более важному и ценному.
Депрессия: Антихрист / Antichrist (2009)
Стадия депрессии – это период отчаяния и ужаса, в котором умирающий или переживающий утрату может изолироваться от мира, отгородиться и перейти к саморазрушению.
«Антихрист» – самый скандальный фильм мастера эпатажа Ларса фон Триера. В главных ролях – блистательные Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо. В центре сюжета – несчастная пара, которая отчаянно пытается оправиться от трагичной смерти своего ребенка…
Семейная пара занимается страстным сексом и не успевает уследить за маленьким ребёнком, который в это время выбирается из кроватки, падает из окна и разбивается. Эта смерть травмирует психику женщины, и её муж-психотерапевт решает отвезти её в загородный дом, где они отдыхали прошлым летом, надеясь, что единение с природой и временная изоляция помогут ей прийти в себя. Однако все оборачивается совсем по-другому. Оставшись наедине друг с другом, бесконечным чувством вины и воспоминаниями о сыне, герои становятся все более жестокими и дикими.
Принятие: Фонтан / The Fountain (2006)
Наконец, мы можем принять неотвратимость смерти. Мы можем продолжать испытывать страх, но прийти к пониманию, что это произойдёт. Так наступает стадия принятия. Её описывают как состояние спокойного размышления о прошлом и о неизбежном.
В фильме «Фонтан» рассказывается о современном учёном, отчаянно ищущем лекарство, которое должно спасти жизнь его жены, умирающей от прогрессирующей опухоли головного мозга. Здесь из различных временных периодов сплелись истории о бескорыстии, искренности, чувстве одиночества, о любви и о смерти.
published on
Запись
Комментарии (0)