Хвалить за хорошую работу — дело нехитрое. Но иногда сотрудникам нужен скорее пинок, чем похвала. При этом нужно делать так, чтобы команда не потеряла боевой дух. Об этом — ниже.
Но прежде важное замечание: цель критики — не сказать, как именно и что именно делать. Это, в лучшем случае, одна из задач. А вот настоящая цель критики — улучшить поведение коллег, чтобы каждый работал вдохновенно, талантливо и эффективно. Понимая это, приступим к советам.
1. Не делайте из критики привычки
Когда сотрудника критикуют за все и всегда, постепенно цель критики пропадает из вида. Все начинают понимать: что бы они ни делали, их все равно раскритикуют в пух и прах. Гендиректор «Ай-би-эм» Дэн Черутти, например, пытается на каждое серьезное критическое замечание похвалить человека семь раз.
2. Не накапливайте критику
Влиять на поведение других лучше понемногу, а критику выдавать маленькими порциями. Если разом вывалить на команду кучу проблем, у них появляется чувство безысходности, бренности мира и несправедливости космоса. Такое происходит, когда руководитель ждет «подходящего момента», чтобы поговорить о проблемах.
Бизнес-тренер Кейт Людеман советует критиковать в реальном времени или сразу после. Не затягивайте с критикой.
3. Не срывайтесь на других
Всем тяжело, и вам, наверняка, тяжелее всех. Жесткая критика других снимает раздражение и помогает расслабиться. Но она не улучшает поведение тех, кого вы критикуете. Скорее, наоборот: такая критика создает сопротивление и неприятие.
4. Не отправляйте критику по почте
Если вы по жизни избегаете трений и конфликтов, скорее всего, вам захочется отправить неприятную критику по почте. Добрый совет: никогда так не делайте. Большинство людей истолкуют вашу критику неправильно, обидятся и начнут жаловаться. Лучше поговорите лично.
5. Начните с искренней похвалы
Постройте обратную связь вокруг похвалы. Покажите, что человек делает хорошо. И укажите, что из его обязанностей еще нужно развить. Любая обратная связь будет эффективнее, если для начала сосредоточиться на хорошем.
6. Докопайтесь до корня проблемы
Ваши комментарии и критика будут эффективнее, если вы поймете, как человек изначально воспринимал ситуацию и из чего исходил. Задавайте вопросы: «Объясни, как ты пришел к решению», «Из чего ты исходил?». Такие вопросы помогают понять корень проблемы не только вам, но и вашим коллегам. Здорово, если они сами все поймут.
7. Сначала послушайте других
Люди, в своей массе, не могут чему-то научиться, если чувствуют, что их не слышат. Хорошая обратная связь требует сочувствия. Чтобы другой человек захотел стать лучше, у него не должно быть ощущения непонятности и недооцененности.
8. Не навязывайте пути решения
Чаще всего мы знаем, что что-то не так. Часто даже понимаем, что именно и как это исправить. Поэтому вместо того, чтобы с порога диктовать другим правильное решение, сначала спросите их, как бы они исправили положение сами.
9. Будьте примером
Критика бесполезна, если непонятно, как исправиться, и если у критикующего самого рыльце в пушку. Критикуя, оставайтесь примером для других. Помните, что подчиненный работает не лучше, чем его руководитель.
10. Принимайте критику
Если вы верите, что критика улучшает работу и делает компанию лучше, то и вам следует любить и принимать ее. Не так-то просто встретить менеджеров, которые хорошо реагируют на критику. А ведь это — ценнейший источник для развития бизнеса.
Перевод статьи 10 Smart Rules for Giving Negative Feedback на Inc.com. Автор — Джефри Джеймс, консультант по продажам, автор книги Business to Business Selling Power и англоязычного блога об искусстве продаж.
.
published on
Запись
Комментарии (0)