Сергей Есенин, известный своим буйным нравом, вызывающе относился к другим поэтам — если ему не нравились чьи-то стихи, он мог прямо сообщить об этом в лицо автору. Так, однажды крепко досталось самому Пастернаку, в котором Есенин отказывался видеть хоть какой-то литературный талант.
Новости и факты предлагает рассмотреть поближе один из эпизодов — драку с Борисом Пастернаком.
Есенин не всегда был хулиганом. Наивный молодой человек, только-только приехавший из Рязанской губернии, не был ни алкоголиком, ни драчуном, ни хулиганом. Юноша писал стихи и родном крае и воспевал его природу, что было довольно стандартной для того времени картиной.
Но время шло, и оно не было для поэта лёгким. Тема природы в его творчестве быстро ушла на второй план: публика рукоплескала стихотворению «Хулиган», и Есенин решил поддержать сложившийся имидж. Для этого пришлось забыть образ крестьянского поэта: Сергей сменил косоворотку на щегольской костюм, а на концертах свистел, как Соловей-разбойник, и матерился со сцены. Именно в этот период потери ориентиров Есенин начал прикладываться к бутылке — сначала по чуть-чуть, больше притворяясь пьяным ради поддержания имиджа «московского озорного гуляки», но затем всё сильнее и чаще.
Это привело к тому, что со временем Есенин обнаружил себя в алкогольной яме. Он пил по-чёрному, беспробудно, спуская все деньги и опускаясь на самое дно. И не мог бросить, потому что именно в этот тёмный период его жизни были созданы его лучшие стихи. Алкоголь сделал Есенина развязным и нетерпимым, драки стали обычным делом. Пьяные выходки становились всё отвратительнее, потому что выпивший поэт терял контроль над собой и мог, например, ни с того ни с сего ударить собутыльника пивной кружкой по голове.
Это сказывалось и на отношениях с окружающими. Пастернак в своих воспоминаниях упоминал, что они с Есениным «то дружески сближались, то вдруг ненавидели друг друга». Поэт-хулиган был импульсивен, а стихи Пастернака терпеть не мог. Близкий друг Есенина, писатель Валентин Катаев припоминает слова: «Ну подумай, какой он, к чёрту, поэт? Не понимаю, что ты в нём находишь?»
Для автора «Да! Теперь решено…» недовольство чужим творчеством уже было достаточным поводом для драки. Она просто обязана была произойти — и произошла в редакции журнала «Красная новь». Свидетелем драки стал как раз Валентин Катаев. По его словам, пьяный Есенин схватил Пастернака за грудки одной рукой, а другой пытался ударить его в ухо, в то время как сам Пастернак в пиджаке с оторванными пуговицами неумело пытался ткнуть Есенина кулаком в скулу, что ему никак не удавалось. Испуганная секретарша не знала, куда ей бежать, а редактор «Красной нови» Вронский делал вид, что ничего не замечает, хотя на его глазах эмоционально выясняли отношения два знаменитых поэта страны.
В своих воспоминаниях Катаев говорит, что не знает, с чего именно началась потасовка, но мы можем сделать вывод, что сам по себе повод не столь важен, ведь истинной причиной, по которой один великий поэт набросился с кулаками на другого, стал алкоголь. Он служил «топливом» для творческого куража Сергея Есенина, сделал его неуравновешенным хулиганом и в конце концов свёл его в могилу, но именно алкоголь вдохновил поэта на создание бессмертных стихов.
published on
Запись
Комментарии (0)