А дорогу осилит идущий.
Вглядываясь в невозможное. Мужчинам посвящается.
…Эта история об одном из лучших открытий,
которое не оставило меня прежней.
Начало
Родилась статья благодаря мужчинам в психотерапевтической практике, их стараниям и горячему желанию раскрыть новые смыслы своего пути. Каждая их история и судьба – счастливый случай, способный привести к неожиданным откровениям реальности.
Расскажу об одном из них. Биографические факты и детали изменены.
Ему было за 30. Много достижений, отстроенный дом, бизнес, двое детей, жена красавица и умница, широкий круг друзей и партнеров, высоченный интеллект и превосходные навыки управления и коммуникации. Настоящий трудяга, уверенный в себе, немногословный, твердый в своих решениях и позиции.
Встретив когда-то худенькую, наивную девчонку и покорив ее сердце, он не обратил внимания, как в горячие и трепетные отношения пробралось множество самых разных оттисков в совместных документах, как свидетелей прожитых событий и принятых решений.
Куря в машине, и ожидая свою 5-летнюю дочурку с танцев, с горьким привкусом во рту и безразличием на лице, он думал о работе и последней встрече.
Победы и прекрасные повороты, перестали приносить радость и удовольствие. Да и с женой, если говорить откровенно, уже больше двух лет все разладилось. Внешняя общность скрепляла, а во взгляде все заметнее таяло вдохновение и упрямство.
Бесконечные обязательства, роли, формальные требования друг к другу и обыденная отчетность отягощали – Детей забрал? Молоко купил? Ты сегодня на работе задержишься? Ужинать будешь? Может быть на выходные к маме? И с его стороны – Что купить? Когда забрать? Я сегодня задержусь. Поужинал с партнером после работы. К маме не могу – командировка.
Он еще раз закурил и, не переставая крутить телефон, нервно посмотрел в окно. Шел снег, серый день раздражал и глаз зацепился лишь за монотонный скрежет дворника, уныло расчищающего заносы возле подъезда. Отвернулся, чтобы не видеть его. Попробовал найти что-то ободряющее среди шипящих волн – но там была сплошная болтовня. Резко выключил все и снова погрузился в отрешенность. Что-то не отпускало и вновь брякало по струнам.
… Мне хотелось понять, разглядеть то, что свербит душу, вытащить и увидеть при каком-то особом освещении. Доволен ли он, каким стал? Счастлив ли? Все ли осуществил? Ответ был очевиден – нет, нет и нет. Но как забраться в чужую душу и отыскать недостающее звено?
Эти вопросы, сказать прямо, больше приходили в мою голову, а не в его. В его появлялись лишь отголоски, типа: «Я себе сам не рад. Почему меня ничего не устраивает. Хожу злой как собака, близкие меня уже боятся! Вот блин, и пиво не помогает».
Откуда берется состояние отрешенности и безразличия, если для всех и для тебя внешне все благополучно? Опираясь на это «внешне все благополучно», мы отодвигаем тревожные сомнения в сторону. А напрасно.
Внутренние поиски.
Я смотрела на него и не могла понять – что-то чрезвычайно важное пряталось за блестящей успешностью, которая конечно же была на лицо. Я мучала его вопросами, и порой провокационно допытывала зачем же он ходит, но кроме повторяющегося ответа – мне не нравится моя жизнь, меня одолевает скука и апатия – ничего не могла добиться.
Я видела внешнюю устроенность и абсолютную внутреннюю опустошенность, я видела его острое, но скрываемое желание найти что-то утраченное, но не понимала – что именно он ищет.
При этом не покидало щемящее чувство, что наша работа может стать чем-то особенным. Я буквально физически ощущала какой-то невероятный потенциал развития, скрывающийся за цинизмом, иронией и равнодушием. В нем то и дело мелькала часть его самого, такая притягательная и желанная. Это как второе Я, защищенное общим фасадом. На самом же деле, оно не второе, а первое – истинное.
Всякий раз, наша работа начиналась с титанических усилий и мне приходилось мастерски искать лазейки, чтобы раскачать лодку и перевести шаблонные и ироничные размышления о жизни на оживленное и слегка волнительное состояние. Вместо слов, вдруг появлялся быстрый и внимательный взгляд прямо в глаза.
Этот потенциал с первой встречи не давал покоя, но объяснить я его не могла. Фактов из жизни было не достаточно. Говорил он сам крайне мало. Эта часть присутствовала, но не хотела выходить из тени и что-либо рассказывать.
И вот однажды, минуя эшелоны защит, лицом к лицу я встретилась с ней. Его «персона», потеряв бдительность, исчезла на полтора часа нашей работы. Я увидела его настоящего.
Он наконец заговорил. Заговорил обо всем, что наполняло с самого детства. О высоких идеалах, чести, справедливости, заботе. О косичках, которые плетет своей дочери, заглядывая в ютуб, нежности и внимательности, стихах, своей безграничной любви к физике и мечте преподавать ее детям. Книгах из детства, которые читал запоем, самостоятельно научившись этому еще в 4. О юности и ее событиях, явно говорящих об интересном, сильном характере, светлом уме и необыкновенных душевных силах. Передо мной, наконец, сидел тот человек, которого я интуитивно ощущала с первой встречи. На чью силу и мощь зазвенели мои резонаторы. Обладающий мощной силой развития не только для себя, но и для своего рода.
Я была счастлива. Я сама засветилась, увидев его в полный рост, не скрывающим себя хотя бы на час. Я поняла – высокие ценности, стойкий дух, бесстрашие, острый и быстрый ум, доброта, сердечность и высокая чувствительность, не нашли подходящего места в окружении, и процентов на 80 просто выключились из жизни. С такими идеалами, как минимум можно быть министром науки, культуры или спорта, а не только вести крупный бизнес, обеспечивая финансовую стабильность и процветание.
Я сказала – теперь я знаю, почему вы ходили ко мне с таким упорством. Вам важно было, чтобы я разглядела в вас эту часть, чтобы хоть кто-то уже увидел ее вновь.
Однако самое ценное открытие этой работы меня догнало чуть позже – за всеми требованиями эпохи потребления и «новыми» ориентирами, крайне мало места остается для разворачивания своих душевных стремлений. Новые законы реальности заставляют отодвигать их в сторону. На это не хватает времени, и это сейчас не в тренде. Почему же я не осознавала этого раньше – это же очевидно!
Если говорить простым языком – речь конечно идет о душе мужчины, о его духовных силах и возможностях. Вместе с их возвращением восстанавливается энергия – жажда создавать, любить, верить, менять, идти к новым горизонтам.
Я думаю это открытие – потребность общества вывести из тени то лучшее, что за последние 20 лет, начиная с 90х, вытеснялось и подавлялось. В воздухе стало витать желание вспомнить, как называется то, что утрачено. Как же важно, чтобы мы чаще встречали тех, кто способен разглядеть, почувствовать и назвать своими словами подлинную часть нас самих. Ведь не ходить же всем по психотерапевтам!
Вторая половина пути
В мужском становлении множество этапов и некоторые мужчины осознают их. Однако, большинству хорошо понятна лишь половина. Пройдя ее, при всей ясности существующих задач, нарастает непонимание – «И что дальше?»
А дальше – как раз время заглянуть в себя и понять, какие внутренние конфликты остались не решены. О чем, не измеримом деньгами, душа мечтала в 14, 17, 20 и оно не осуществилось? От чего горели глаза, а ноги несли сами? Когда произошла подмена целей на чужие, или заданные обществом?
Состояние покоя и удовлетворенности дает не богатство и изобилие. Гармония в душе и счастье приходит, когда повторяющиеся ошибки начинают отступать, а лучшее, из того, во что ты верил – не гаснет. И это совсем иной уровень сложности.
Его невозможно четко измерить материальными результатами. Мера этих задач – расслабленность, спокойствие, горячее сердце, легкость и вдохновение для новых целей. Если всего этого нет, то вероятно тупик еще не пройден.
Чтобы добраться до души, приходится доставать инструменты и налаживать свет своего прожектора, направляя в самую сердцевину. В этом и мудрость, и внутренняя сила мужчины, и его главная задача. То, во что он верит – как прибрежный маяк для кораблей. Его свет способен помочь открыть двери и к лучшим открытиям в делах, и ко внутренней красоте женщины, и самым светлым судьбам детей.
А дорогу осилит идущий.
Алена Давыдова
.
published on
Запись
Комментарии (0)