Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Тоннель вокруг Байкала: почему через десять лет после возведения его снесли

 


Зачастую именно отечественную историю советского периода ассоциируют с грандиозными проектами, в том числе строительными. Однако и в дореволюционные времена также воплощали в жизнь масштабные задумки. Так, в начале прошлого столетия была построена Круглобайкальская железная дорога, которая представляла собой целую цепь мостов и тоннелей. Вот только среди последних история одного из них, девятого, оказалась недолгой: чуть больше чем через десятилетие после его строительство его разобрали.

 

По Круглобайкальской железной дороге можно проехаться и сегодня. /Фото: livejournal.com


 

В начале двадцатого века на байкальском побережье было начато грандиозное строительство: с 1902 года здесь прокладывалась Кругобайкальская железная дорога. Ее важность состояла в том, что она являлась последним отрезком Великого Сибирского пути, который объединил восточные и западные районы Российской империи. Сегодня этот маршрут известен как Транссибираская магистраль.

 

Карта грандиозного логистического проекта дореволюционной России. /Фото: pugachev-studio.ru


 

Намеченный отрезок пути был очень сложен в вопросе строительства, к примеру, на участке от порта Байкал до поселка Култук, длина которого составляет всего 84 километра, в общей сложности пришлось возвести 40 тоннелей, 16 отдельно-стоящих галерей, около 400 мостов и подпорных стенок различного назначения.

 

Сохранилась и карта самой Кругобайкальской ж\д образца 1906 года. /Фото: nemiga.info



В технологическом смысла работа также была сложнейшей, особенно с учетом того, что проводилась она более ста лет назад. А все потому, что строителям предстояла прокладка железнодорожного полотна не просто по узкой кромке земли вдоль берега озера Байкал, но и нередко сквозь отвесные скалы. Непростым заданием было и построить мосты с путями в столь сложных условиях. Поэтому строителям приходилось прилагать неимоверные усилия, а весь период возведения, разделившись на два этапа в общей сложности занял тринадцать лет.

 

Построить в таких условиях железную дорогу - задача не из легких. /Фото: nemiga.info, кругобайкальская-железная-дорога.рф


 

Вот только история сохранила сведения о том, что далеко не все элементы первоначальной системы тоннелей и мостов, которые возводились для прокладки железнодорожного полотна в период с 1902 по 1905 год - то есть, в первый этап строительства - некоторое время спустя были демонтированы. К примеру, это касалось нескольких мостов и подпорных стенок. Однако был в этом перечне и один тоннель, который упоминается в документах под номером 9.

 

Заброшенная подпорная стенка, современный вид. /Фото: fishki.net


 

Тоннель №9 располагался на 95-м километре Кругобайкальской железной дороги около пади Мокрая. Его строительство пришлось на 1904 год. Источники сохранили информацию о том, что он являлся своеобразным рекордсменом, так как был самым коротким тоннелем на Кругобайкальской железной дороге: по данным редакции Novate.ru, его длина составляла всего 14 метров.

 

Даже строительство коротенького тоннеля в скале сто лет назад - тяжелейший труд. /Фото: baikaltrain.ru


 

Правда история этого тоннеля насчитывает всего несколько лет: уже в 1910-х годах его разобрали, что, по свидетельствам некоторых источников, сделало его единственным тоннелем, который не сохранился до наших дней. Причиной такого решения стали изменения конечного маршрута, по которому прокладывалось железнодорожное полотно.

 

План строительства на втором этапе был изменен. /Фото: livejournal.com


 

Все дело в том, что на втором этапе строительства Кругобайкальской железной дороги - то есть, в период с 1911 по 1915 годы - были приняты во внимание ошибки, совершенные в первый период: так, чтобы максимально снизить опасность обвала и их последствия, если он все-таки произойдет, то ряд участков будущей железной дороги, по возможности, старались проложить как можно ближе к Байкалу.

 

Во время второго этапа строительства другой тоннель получил №9 и прослужил вплоть до 1971 года, когда был частично разрушен селем. /Фото: wikipedia.org


 

Таким образом, некоторые сооружения оказались попросту ненужными. Однако и их решили приспособить для нового строительства: их разбирали для дальнейшего использования материалов, из которых они ранее и возводились. Именно поэтому большинство «морально устаревших» сооружений, среди которых оказался и тоннель №9, до наших дней практически не оставили за собой следов.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:)


Источник: Тоннель вокруг Байкала: почему через десять лет после возведения его снесли
Автор:
Теги: байкал

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Тоннель светлячков
Тоннель светлячков
0
Интересный мир 23:10 17 июл 2016
Тоннель светлячков
Тоннель светлячков
0
Интересный мир 23:35 03 авг 2016
5 упражнений от морщин вокруг глаз
5 упражнений от морщин вокруг глаз
32
Женский развлекательный и поучительный сайт. 16:41 24 окт 2019
Как продлить жизнь на десять лет
Как продлить жизнь на десять лет
64
Женский развлекательный и поучительный сайт. 16:15 09 янв 2020
Десять фактов о Марокко, которые вас удивят
Десять фактов о Марокко, которые вас удивят
1
Человек познаёт мир 01:30 13 апр 2024
Почему, едва перешагнув через порог, мы забываем, куда шли
Почему, едва перешагнув через порог, мы забываем, куда шли
2
Человек познаёт мир 03:30 21 май 2023
Как выглядит жена через 11 лет после свадьбы?
Как выглядит жена через 11 лет после свадьбы?
23
Живи правильно 16:55 20 фев 2016
Десять качеств «настоящего мужчины»
Десять качеств «настоящего мужчины»
50
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:04 29 апр 2021
Гроты Байкала
Гроты Байкала
0
Жизнь прекрасна 06:57 03 мар 2017
Женщины после сорока: как мы меняемся
Женщины после сорока: как мы меняемся
62
Женский развлекательный и поучительный сайт. 17:34 12 дек 2020
Лед Байкала
Лед Байкала
0
Жизнь прекрасна 07:00 19 дек 2016
Почему пловчихи после каждого заплыва идут в душ, даже если после снова ныряют в бассейн
Почему пловчихи после каждого заплыва идут в душ, даже если после снова ныряют в бассейн
5
Человек познаёт мир 14:30 03 фев 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства