Английская бомба, которую на русский манер прозвали «Верзила», после сброса развивала сверхзвуковую скорость. Полностью заполненная взрывчаткой «торпеда» уходила глубоко под землю. Потом раздавался взрыв.
Такое чудо взрывотехники далось англичанам немалой кровью — конструкция устройства была потрясающей. Результаты проект «Tallboy» показывал впечатляющие: бомбы запросто разрушали линкоры и бункеры.
Tallboy
Авиационная бомба нового поколения
В июне 1944 года «Верзилы» впервые посыпались на немецкую землю. Целью стал железнодорожный тоннель, проходящий на многометровой глубине. Для уничтожения тоннеля сбросили 19 бомб, хотя требовалось всего лишь одно попадание. Единственный снаряд, который попал в тоннель, раздробил грунт, породу и раскрошил свод. Детонация произошла внутри, и в тоннель хлынули тысячи кубометров воды.
Несколько «Верзил» через два месяца уничтожили немецкий линкор. Первая бомба попала в нос корабля, вторая взорвалась на глубине и вывела из строя винтовую часть. Последний аккорд — два снаряда, которые «прогрызли» палубу и взорвались в трюмах. Шедевр немецкого судостроения того времени пошёл на дно.
Перед бомбами модели «Tallboy» ставили другие задачи, более амбициозные. Снаряды должны были уничтожать бронированные бункеры. Конструкторы превратили снаряды в смертоносное оружие.
Начинка сейсмических бомб
Первая задача, которую необходимо было решить, — как пробить грунт и не повредить взрывчатку. Для этого нос снаряда обшивался легированной сталью. Толстый слой металла принимал удар на себя. Вторая проблема — отклонение от цели. «Верзилы» получили по четыре стабилизатора. Элементы устанавливались сзади, немного под углом. После сброса бомба начинала крутиться вокруг своей оси, центробежная сила предотвращала нежелательное смещение. «Tallboy» летела, словно артиллерийский снаряд.
Для того, чтобы загрузить в бомбу торплекс — тротил, гексоген и алюминиевый порошок, — корпус после сборки ставили вертикально. Взрывчатка расплавлялась и заливалась внутрь. На заполнение бомбы уходило несколько недель. Готовый снаряд весил почти 6,5 тонн, из которых половина — торплекс.
Модернизация самолётов-бомбардировщиков
Сначала бомбы планировалось сбрасывать с высоты 12 километров, но оказалось, что ни один английский самолёт не может поднять сейсмического «монстра» в небо. Высоту сброса урезали в два раза. «Tallboy» успевала развить сверхзвуковую скорость даже с семи километров.
С самолётов, которые предполагалось использовать для бомбардировок, полностью сняли оружие и бронеплиты. Грузовой отсек, напротив, укрепили. Точность попадания снаряда обеспечивали специальные прицелы.
Бомбы, которые летели вниз со скоростью более 1200 километров в час, пробивали 30 метров грунта и пятиметровые бетонные стенки. От взрыва рушились наземные постройки, но главное, что повреждения получали подземные бомбоубежища.
«Грэнд Слэм»: и прозвучал «Большой холопок»
Вторая версия сейсмической бомбы — «Большой хлопок» или «Grand Slam» — весила уже 10 тонн. Из них половина — взрывчатка. После заливки внутрь корпуса расплавленный торплекс остывал месяц. Аэродинамические характеристики у десятитонной бомбы были такие же, как и у «Верзилы». А вот грунт и бетон она пробивала значительно лучше.
Grand Slam
В марте 1945 года две бомбы «Большой хлопок» застряли в куполе бункера «Valentin». Толщина купола составляла семь метров. После взрыва строение было настолько повреждено, что не подлежало восстановлению.
published on
Запись
Комментарии (0)