Выкупить для усопшего «новое место жительства», положить под тело топор, а около ушей — сырые яйца, — традиции погребения у славян различались в зависимости от области проживания.
Некоторые из старинных ритуалов сохранились и в наши дни, их нередко можно наблюдать в дальних деревнях и сёлах.
Новости и факты составил перечень необычных, удивительных старорусских обрядов захоронения.
«Последний Путь». В. Перов
Сырые яйца у ушей и мыло для покойника
Традиция обмывать отдельным мылом ушедшего из жизни, а затем хранить это мыло и «лечить» им болезни существовала в сёлах Вологодской области. Считалось, что при обмывании покойника оно «впитывает» силы, которые потом помогают справиться с недугом живым людям, а иногда и домашнему скоту. Для лечения этим мылом использовались и специальные заговоры.
Кроме того, в этой местности было принято под лавку или стол с телом ставить таз с холодной водой и марганцем, а рядом с ушами класть по сырому яйцу — их затем отправляли вслед за усопшим в могилу.
Откупить новое «место жительства»
В деревнях Брянской области над покойником сидели всю ночь: обычно на «хавтуры» без приглашения приходили пожилые поселянки, чтобы читать молитвы. Затем ровно в шесть часов утра покрытое тело открывали со стороны лица и умывали его святой водой. Могилу для усопшего обязательно должны были копать чужие люди, не родственники, а перед спуском гроба с телом туда бросали монеты — «откупливали» новое место для «жительства».
Прямо на могиле расстилали скатерть («постельку»), устраивая поминки, а после трапезы уносили ткань домой и не стирали до сорокового дня. После положенных 40 дней «постельку» стирали и уносили в церковь.
«Похороны ребёнка». К. Маковский
Топор и крапива
Традиция обмывать покойника повсеместна, однако в воронежских деревнях к ней относились особенным образом. Во-первых, строго запрещалось обмывать детям свою мать. Во-вторых, воду, которой обмывали усопшего, обязательно выливали в места, недоступные ноге человека (чаще всего — под забор). Существовало поверье, что эта вода становится «плохой», несущей вред живому человеку.
Покойника после обмывания укладывали на лавку, предварительно связав ему руки-ноги, обкладывали тело крапивой, а под лавкой размещали металлические предметы — замок или топор. В доме, где лежал покойник, нельзя было спать всю последующую ночь, а поминки устраивали в полночь. По окончании трапезы закрывали лицо усопшего, веруя, что если этого не сделать, то умерший не будет «спать» и станет беспокоить живых.
Солома под телом и приметы
Погребальные традиции в Смоленской области отличались сопутствующими приметами. Например, под головой усопшего размещали специальную подушечку, набитую сухими берёзовыми ветками и листьями, а под тело — солому. После погребения солому сжигали в поле и внимательно смотрели на направление дыма: мол, если на дом потянет, то это добрый знак, а если в противоположную сторону, то в доме будет пустота, дым «потянет» за собой добро из дома.
Странное поверье было связано и с длиной ног почившего: считалось, что если у него длиннее правая нога, то следующим в этом поселении умрёт мужчина, а если левая — женщина.
После обмывания над покойником начинали «голосить». Причитания однако строго запрещались беременным женщинам — считалось, что ребенок родится беспокойным. Кроме того, нельзя было «голосить» над усопшим ночью и в тёмное время суток.
«Духовные стихи» и «чтеи»
Во многих славянских поселениях традиции погребения были связаны с пением «духовных стихов». Эта традиция одна из самых сильных и сохранена до сих пор во многих деревнях. Исполняют такие «стихи» пожилые женщины, хранительницы, их также часто называли «чтеями» и «читалками». «Божественные стихи» пелись над покойником по очереди с чтением Псалтири до похорон, на девятый день, сороковой, полгода и на «годину».
published on
Запись
Комментарии (0)