Советский фотоаппарат ФЭД 1934 года выпуска — копия немецкого Leica 2, выпущенного двумя годами ранее. Магнитофон «Мелодия МГ-56» 1956 года — вылитый Grundig TK820, стартовавший в производство в ФРГ в 55 году. Даже популярная советская электронная игра «Ну, погоди!» «сворована» за границей.
Дизайнеры СССР и правда не гнушались прямым копированием западных образцов техники, это было нормой за железным занавесом. Но всё ли так однозначно?
Новости и факты рассматривает довольно болезненную для поклонников СССР тему под разными углами и находит аргументы в защиту советского дизайна.
Причины воровства
Изолированная от внешнего мира страна была лишена и конкуренции с западными компаниями. Да и в целом лишена конкуренции как таковой. Тотальный дефицит не давал советскому человеку выбора: хватай скорее то, что дают. В свою очередь, не было потребности модернизировать и расширять модельные ряды продукции у руководителей заводов и фабрик. Да и опасно это было. Современные дизайн-разработки и предложения по совершенствованию визуальной составляющей изделий могли «завернуть» и не пропустить вышестоящие органы, как это, к примеру, произошло с автомобилем «Москвич С-1» — дизайн не пропустили как «слишком европейский». Поэтому даже откровенно копируя зарубежный дизайн советские специалисты делали это нарочито грубее, топорно.
Подавляющее число «ворованных» визуально предметов быта приходится на послевоенные годы, пятидесятые и первую половину шестидесятых. И объясняется это просто: ещё не восстановлено разрушенное индустриальное производство, а уцелевшее оборудование безнадежно устарело и обновлять его было экономически невыгодно и не в приоритете. Перед дизайнерами ставилась задача создавать предметы быта не для удобства покупателя, а для удобства производителя — чтобы дёшево и сердито. Все силы были брошены на тяжёлую промышленность, и, чтобы закрыть брешь в лёгкой, её попросту заимствовали, причём и дизайн, и конструкторские решения. Однако даже в те годы было понимание тупиковости этого пути, СМИ писали, что «надо разрабатывать своё».
Неубиваемые пылесосы и «побочный» эффект шпиономании
Собственные разработки набирают обороты постепенно, к концу шестидесятых. Например, пылесос «Ракета», пришедший на смену скопированной с голландцев «Чайке» или доработанный «Сатурн», созданный на основе американского Hoover Constellation, 1955 года выпуска, идеально круглой формы с ободком в духе space age — эры космических полетов. При этом советские пылесосы были долговечными, потому что выпускались на модернизированных предприятиях тяжелой промышленности (вспомните неубиваемый бабушкин пылесос!), и многофункциональными — работали на выдувание, и с их помощью белили потолки и опрыскивали растения.
Пылесос «Сатурн»
Появлялись наконец и отличные конструкторские решения, связанные с приоритетными сферами, — космосом и вооружением. К примеру, просто потрясающие часы «Ракета», которые выпускались в первую очередь для космонавтов и подводников, а заодно продавались и рядовым советским гражданам. Или фотоаппарат «Горизонт», появившийся на свет благодаря «шпионским» историям: сотрудники дизайнерского бюро Красногорского механического завода имени С. А. Зверева («Зенит») уговорили руководство КГБ запустить специализированную разработку в массовое производство.
Профессиональное звукозаписывающее оборудование, созданное советскими специалистами, ценится на Западе до сих пор и также появилось на свет, а затем ушло в массы благодаря шпиономании и слежкам КГБ. Бобины превосходили виниловые проигрыватели в разы, и это не могли не взять на вооружение творческие массы. До сих пор реплики бобинных магнитофонов заказывают ценители по всему миру.
А знаменитая оригинальная упаковка советской молочной продукции? Знакомые с детства всем рождённым в СССР бутылки из-под кефира — это был попросту дизайнерский шаг на опережение. Ставший модный на Западе много позднее экологический подход к дизайну был применён в СССР. Такие минималистичные изделия были не только красивы и функциональны (легко и удобно транспортировались и хранились), но и производились из натуральных, а значит, перерабатываемых материалов.
Фотоаппарат «Горизонт»
Давая оценку советскому дизайну, прежде всего обвиняя его в заимствовании чужих идей, нельзя забывать об условиях, в которых он зарождался. Страна нуждалась в товарах и она их получала: да, с «ворованным» дизайном, но своего производства. Период заимствования был непродолжительным, но он был нужным. Такая «халтура» позволила сконцентрироваться на создании и развитии своей школы дизайна, которая живёт и поныне.
published on
Запись
Комментарии (0)