Майя Плисецкая и Фаина Раневская — знаменитые советские чайлдфри. Первая отдала жизнь балету, вторая беззаветно любила театр.
Прим балета и театра, конечно, за бездетность не критиковали. А как жилось советским чайлдфри из числа рядовых граждан? В 1941 году в СССР приняли налог на бездетность. Таким образом против чайлдфри выступали и общество, и закон. Однако советские люди, которые жили для себя, не отступали.
Как жилось бездетным гражданам в СССР, почему налог приняли, а затем отказались от него? Новости и факты рассмотрел современный феномен чайлдфри под непривычным углом советской реальности.
Налог на бездетность
«Налог на яйца» — так в народе называли налог. С 1941 года мужчины от 20 до 50 лет получали «письма счастья»: маленькие квитанции сообщали о необходимости уплаты налога за жизнь без детей. Женщины этого же возраста, которые в браке не состояли, от налога освобождались. Замужние, но бездетные дамы платили наравне с мужчинами. Интересно, что до налога на бездетность СССР переживал бурный всплеск спроса на аборты. Прерывание беременности даже узаконили.
Налог на бездетность привязали к размеру зарплаты. Граждане, которые получали больше 90 рублей в месяц, отдавали 6% за отсутствие родительских обязанностей. Те, кто получал меньше 70 рублей, налог не платили. Теоретически, на законном основании, гражданин мог быть бездетным, но бедным.
Твёрдое нежелание иметь детей
Психологи отмечают, что современные чайлдфри — результат инфантилизации. В 30 лет женщины и мужчины не готовы становиться родителями. А что толкало советских граждан к бездетной жизни?
После революции женщину провозгласили личностью. Бурная деятельность смелых революционерок — Розы Люксембург, Надежды Крупской, Александры Коллонтай — показала советским женщинам реальные перспективы. Слабый пол теперь присматривался к карьере и самореализации. Появились первые женщины-учёные, в середине XX века мир увидел советских моделей. Слабый пол открыл новые возможности, поэтому семья отошла на второй план.
Немалую лепту внесло крушение авторитета церкви в обществе. В дореволюционной России бездетность считалась грехом. За аборты женщины расплачивались жизнью. Полный отказ от религиозных традиций перевернул и общественные принципы.
Советский запрет чайлдфри
Первые десять лет после революции прошли под знаком полной вседозволенности. Сексуальные связи приравнивались к естественным потребностям. Ребёнок, который рождался в такой обстановке, иногда становился коллективным. Случалось, что женщина рожала ребёнка сразу для двух отцов, потому они не знали, кто на самом деле биологический родитель.
В 30-40 годах XX века в противовес абортам и половой распущенности появились женсоветы. На предприятиях создавали специальные комиссии. Члены советов открыто обсуждали поведение работниц, давали разрешение или накладывали запрет на аборты. Государственная политика изменила курс.
В середине XX века семейные дела уже открыто обсуждались на собраниях профсоюзов. Любой член профсоюза мог запросто обратить внимание на то, что в коллективе есть бездетные граждане. Чайлдфри публично допрашивали и выясняли причины бездетности. Товарищей, которые жили для себя, не любили. Жить нужно не для себя, а для общего дела. А общее дело требует новых граждан. Неприятие идеалов чайлдфри поддерживалось государством. Например, за отсутствие детей люди платили налог до 1991 года, пока СССР не распался.
published on
Запись
Комментарии (0)