Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Секретный «проект 80», или как в СССР пытались поставить танк на подводные крылья

 

В Советском Союзе военно-промышленный комплекс всегда развивался семимильными шагами, поэтому нет ничего удивительного в том, что регулярно там разрабатывали не просто инновационные, а и по-настоящему впечатляющие по техническим характеристикам или просто внешнему виду проекты. Вот только далеко не каждый и сегодня, в век доступности информации, известен массам. К последним как раз и можно отнести практически забытый «проект 80», целью которого было создать танк...на подводных крыльях.

Оказывается, куда больше техники, чем нам обычно представляется, в СССР пытались приспособить к ходу по воде. /Фото: bbc.com

Информации об этом уникальном проекте и сегодня сохранилось не так много. А всё потому, что большинство данных - в первую очередь, технические характеристики - по-прежнему остаются в архивах КБ «Вымпел», которые были рассекречены не так давно. Однако бывшие сотрудники бюро предпочитают больше не скрывать информацию о самых интересных разработках советского периода.

Чертёж плавсредства, вид сверху, и вид спереди. /Фото: topwar.ru

Так, известно техническое задание для создания скоростного танкодесантного плавсредства (сокр. СТП): предполагалось, что оно будет способно быстро принимать на борт танки моделей Т-54/55, обладать скоростью движения не менее 50 км/час и высокой мореходностью, в том числе, преодолевать волнение до пяти баллов. Более того, для этого комплекса также предусматривалась возможность вести огонь прямо с воды.

СТП, вид сбоку. /Фото: topwar.ru

Разработка проекта официально была начата в конце 1950-х годов, хотя и до этого были некоторые попытки создать плавающий танк или подобные концепции. Для создания столь масштабной конструкции привлекались специалисты целого ряда структур, причём каждая отвечала за отдельную часть будущего СТП. Например, танковый понтон проектировали инженеры КБ «Волгобалтсудопроект» под руководством Михаила Щукина, подводными крыльями занимались в ЦКБ по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» (сегодня - это ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева). А вот двигатель не разрабатывали с нуля, а просто позаимствовали у скоростного парохода «Ракета».

Одно из сохранившихся фото СТП на полигонных испытаниях. /Фото: mongol.su

С конструктивной точки зрения система скоростного танкодесантного плавсредства представляла собой два катера, которые устанавливались по бокам танка по аналогии с немоторными понтонами. Каждый катер был оснащён двумя гидроцилиндрами, которые приподнимали конструкцию над землей, пока она не входила в воду до определенной осадки. А во время движения подводные крылья на катерах поднимались, а в передней и задней части танка устанавливались крылья-стяжки, которые также были подняты и прижимались к борту.

Компьютерная модель СТП проекта 80. /Фото: military.wikireading.ru

Часть систем приводилась в движение гидравлических узлов, а потому процесс полного комплектования СТП перед выходом в море занимал 45 минут, в выход танка на берег и вовсе осуществлялся всего за 3 минуты. Эти показатели были зафиксированы во время испытаний полноразмерного опытного образца плавсредства в 1967 году, которые проводились в Севастополе. Кроме того, там же стало ясно, что для успешного управления всем комплексом достаточно всего двух человек экипажа.

Попытки поставить танки на подводные крылья шли многие годы. /Фото: radikal.ru

Правда, во время тех же испытаний были выявлены и проблемы. Так, оказалось, что недостаточно были закреплены стяжки, и одна из них лопнула, что стало причиной падения танка в воду. Кроме того, обнаружились недостатки и в мореходности: при волнении до пяти баллов плавсредство не могло успешно удерживаться на воде, поэтому понтоны частично опускались в воду, и вода попадала в дизельные двигатели, после чего те могли заглохнуть. Однако наиболее неудачными оказались попытки заставить танк стрелять на ходу по воде: сколько бы не бились конструкторы с этой проблемой, а испытательные стрельбы всё равно провалились.

Удачным проект танка на подводных крыльях нельзя. /Фото: rg.ru

Попытки усовершенствовать СТП до приемлемых показателей не прекращались ещё несколько лет. В частности, на судостроительных заводах в Навашино, Рыбинске, Астрахани было построено 13 комплектов скоростных танкодесантных плавсредств «проекта 80», которые регулярно проходили испытания на экспериментальном батальоне крылатых танков, базировавшемся в Севастополе. Однако в конечном итоге в 1971 году было принято решение о закрытии проекта.

Доподлинные причины остановки разработок по «проекту 80» неизвестны, однако специалисты, которые имели возможность ознакомиться с рассекреченной документацией, выдвигают несколько версий. Прежде всего, конструктивные недоработки не могли позволить плавсредству демонстрировать планируемые показатели - узлы и системы, которые применялись в СТП, просто не выдерживали тех нагрузок, которые на них собирались дать.

Всё, что осталось от масштабного проекта сегодня. /Фото: popmech.ru

Однако самым главным промахом оказались тактические недостатки. Ведь десантирование бронетехники происходит десятками машин, а обеспечить безопасных подход такому количеству немаленьких по размеру плавсредств было попросту нереально. Поэтому проект очень быстро показал себя как нежизнеспособный, а практически все экземпляры СТП были утеряны. Лишь один в полуразобранном виде хранится в одном из закрытых фондов Музея бронетанковых войск в Кубинке, но и его восстановить на сегодняшний день не представляется возможным.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:)


Источник: Секретный «проект 80», или как в СССР пытались поставить танк на подводные крылья
Автор:
Теги: Астраханская обл. [454811] красное сормово, завод михаил щукин музей бронетанковых войск пароход "ракета" садоводческая потребительская кооперация имени алексеева

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Подводные миры
Подводные миры
5
Человек познаёт мир 22:30 17 май 2023
Секретный космический проект СССР
Секретный космический проект СССР
0
Интересный мир 01:35 18 мар 2017
20 коротких лайфхаков, которые решат 80 % ваших проблем
20 коротких лайфхаков, которые решат 80 % ваших проблем
22
Женский развлекательный и поучительный сайт. 16:10 02 ноя 2020
Редкие фотографии времен СССР: Как жили советские люди в 1970-80-х
Редкие фотографии времен СССР: Как жили советские люди в 1970-80-х
51
Жизнь прекрасна 10:30 18 июл 2021
Мама будет рада: 8 вещей из СССР, которые снова в моде
Мама будет рада: 8 вещей из СССР, которые снова в моде
16
Человек познаёт мир 17:00 27 сен 2025
Наваристый и сытный суп из курицы: секретный ингредиент — манка
Наваристый и сытный суп из курицы: секретный ингредиент — манка
4
Сад огород дача и все самое интересное 03:17 02 авг 2018
Кулинарные хитрости, которым можно поставить только 5+
Кулинарные хитрости, которым можно поставить только 5+
3
Человек познаёт мир 23:40 08 фев 2025
Что поставить вместо стенки? - 7 лучших альтернатив
Что поставить вместо стенки? - 7 лучших альтернатив
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:01 26 дек 2020
Вот как следует готовить любое мясо: добавляю секретный ингредиент для божественной мягкости!
Вот как следует готовить любое мясо: добавляю секретный ингредиент для божественной мягкости!
7
Интересный мир 06:19 13 сен 2016
Εcли бы в СССР был фoтoшoп
Εcли бы в СССР был фoтoшoп
7
Артобоз 02:20 23 авг 2025
Чертики из капельниц, вазочки из открыток и другие ностальгические поделки из СССР
Чертики из капельниц, вазочки из открыток и другие ностальгические поделки из СССР
5
Человек познаёт мир 18:04 17 мар 2025
Мой муж привёл в дом свою любовницу. — Будем жить втроём, — сказал он спокойно. Он не ожидал от меня такой реакции.
Мой муж привёл в дом свою любовницу. — Будем жить втроём, — сказал он спокойно. Он не ожидал от меня такой реакции.
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:20 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства