На Руси маленькие куклы, сделанные из тряпок, были не только игрушками для детей. Были они ещё и мощными оберегами, охраняющими дом от нечистых сил и дурного глаза.
Кукол могли делать только женщины, при этом мужчинам даже одним глазком не разрешалось взглянуть на рукоделие. Для изготовления кукол-амулетов использовали лучшие отрезы тканей и украшали их вышивкой. Нетронутым оставалось только лицо.
Сакральное значение безликой куклы
Тряпичные куклы на Руси испокон веков делали без лиц. На них не вышивали ни глаз, ни рта, ни носа. Виной тому была не банальная лень или отсутствие таланта у рукодельниц. Причина крылась в суевериях, распространённых повсеместно. Куколки из тряпок были очень похожи на людей, а в любую человекоподобную фигурку могла вселиться нечистая сила. Вселившись в куклу, нечистик получал возможность воздействовать на ребёнка, игравшего с ней. В результате невинное дитя могло заболеть или даже сойти с ума. А ещё причина отсутствия лиц у тряпичных кукол крылась в христианской религии.
Согласно канонам православной веры, все люди были созданы по образу и подобию самого Бога. Куклы, похожие на человека, так же как бы воплощали в себе Его образ. Но куклы — неодушевлённые предметы, следовательно, наделять их человеческими чертами лица было нельзя. А характер куклы и даже её настроение мастерицы передавали с помощью различных украшений, одежды и вышивки на ней.
Как делались тряпичные куклы-обереги
Наши предки считали, что безликие куклы могут отвести от ребёнка или взрослого нечисть и уберечь от несчастий. И для того, чтобы наделить кукол такой силой, соблюдали обязательные ритуалы. Так, кукол изготавливали только женщины, причём с самого раннего возраста. Во время работы над куклой они не пользовались ни иглой, ни ножницами. Ткань рвали по продольной нити. А чтобы обозначить голову, туловище и руки с ногами завязывали в узелки. Кстати, эти узелки завязывали, проговаривая про себя добрые пожелания. Иногда для формирования фигуры использовали нити. Ими затягивали кусочки тряпок, собранных с особым старанием.
Для изготовления кукол-амулетов рукодельницы брали ситец, сатин или кумач. Они считались очень дорогими тканями. Из них шили праздничную одежду, а оставшиеся лоскутки берегли для кукол. Особо ценилась красная ткань, ведь красный цвет был символом жизни и процветания. Также были ценны лоскуты от подолов фартуков и женских нательных рубах. Подолы, соприкасаясь с землёй, вбирали её силу, а после передавали её сделанной из подола куколке. Такие куклы сулили семье, в которой они находились, богатый урожай и достаток. Впрочем, были и куклы, дарующие иные блага.
Обереги от множества напастей
Каждая мать перед рождением ребёнка делала сонницу — маленькую куколку из тряпок. Её подкладывали в колыбель к новорожденному, чтобы она охраняла его сон. Подросшим детям тоже вручали куклы, несущие особое значение. Куклы-берегини предназначались для девиц, готовящихся выйти замуж. Они сулили счастливое замужество. После свадьбы мать дарили дочери куклу-десятиручку. Она помогала молодой жене всё успевать по хозяйству и дарила лад в семье.
На самой свадьбе молодожёнам обязательно дарили куколок-неразлучников. Они представляли собой две фигурки: мужскую и женскую, соединённые общей рукой. Неразлучников прикрепляли к полотенцу, а когда в семье появлялся ребёнок — открепляли. Самих куколок отдавали малышу, чтобы те уберегли его от сглаза и болезней. А полотенце только после этого события начинали использовать в хозяйстве. Кстати, для помощи по хозяйству тоже были особенные куклы.
Куклу-крупеничку делали, чтобы привлечь благополучие и достаток. Внутрь такой куколки помещали мешочек со свежесобранным зерном. Куколка-стригушка, сделанная из первого сжатого по осени снопа, отвечала за хороший урожай. А чтобы вся семья была здорова и могла этот урожай собрать, женщины мастерили кукол-лихорадок. Изготавливали их в количестве 12 штук и пеленали, как грудных детей. После создания куклы прятались в укромном месте, а перед этим читался заговор от различных болезней. Наши предки верили, что таким образом могут уберечь себя и своих близких от хворей.
published on
Запись
Комментарии (0)