Ситуация, когда человек будто застрял в негативе, встречается довольно часто. Женщины не уходят от мужей алкоголиков, мужчины не в силах уйти от жены истерички, жители маленьких городов так и не решаются на переезд. Погружаясь в недовольство и испытывая страдания по поводу своего положения они так и не покидают места, которые причиняют им боль и разочарования.
Окружающие как правило обесценивают сам факт невозможности выхода человека из ловушки. Значит нравится, значит не хочет или не способен что-то менять, лентяй и бездарь, больная, бестолковая.. Выйди из зоны комфорта, сколько можно сидеть в этом аду?!
На деле всё намного сложнее. Феномен, который я описал выше, является психологической проблемой человека и снять оковы не так просто. Открыл его американский психолог Мартин Селигман в 1964 году во время экспериментов над собаками.
Что такое выученная беспомощность?
В упомянутом 1964 году Мартин Селигман пытался с помощью эксперимента выработать рефлекс страха на определенный звук. Идея заключалась в том, что находящиеся в клетке собаки будут слышать звук высокого тона, следом получая несильные, но ощутимые удары током.
Условный рефлекс, по замыслу психологов должен был вынуждать собак убегать, как только они услышат привычный звук, чтобы избежать удара током. Всё просто - собака в клетке, сначала сирена, затем удар током. И когда псов выпустят на свободу, при звуке сирены они должны испытывать страх и уносить лапы.
Жестокий эксперимент дал неожиданные плоды. Когда клетку открывали и издавали звук высокого тона, собаки очевидно ожидали удара, явно боялись его, но никуда не убегали! Хотя легко могли это сделать. Мартин Селигман долгое время не мог понять в чём дело, но затем всё же нашёл ответ.
Находясь в клетке собака слышала звук после которого получала удар током. Потом это повторялось ещё раз и она понимала механизм происходящего, пыталась убежать, но не могла, потому что была заперта. Это повторялось снова и снова, что привело к появлению феномена выученной беспомощности. Собака поняла, что она не может избежать удара током, потому что неоднократно предпринимала попытки, но ничего не получилось.
Оказавшись на свободе она стала пассивной, отказывалась менять враждебную среду, потеряла чувство контроля над ситуацией, перестала брать ответственность на себя. Это и есть выученная беспомощность. Когда человек или животное после нескольких неудачных попыток перестаёт пытаться, даже если возможности появились..
Потеря контроля как причина отказа от действий
Причиной апатичного поведения и "опустившихся рук" становится неконтролируемый стресс. В одном из экспериментов людей поместили в условия непригодные для выполнения интеллектуальных задач. В комнате, где они находились, было очень шумно.
Участники первой группы никак не могли влиять на шум в комнате, а люди во второй группе в любой момент могли его выключить. Но их попросили этого не делать, если они в состоянии вытерпеть. В результате задания успешнее выполнили участники второй группы.
Из этого был сделан вывод, что когда человек не контролирует источник стресса, он неспособен оставаться эффективным. Снижается уровень возможностей, пропадает желание, возникает депрессия и угнетённое состояние.
Муж алкоголик создаёт враждебную среду для своей жены, что является стрессом. Естественным образом супруга пытается воздействовать на источник стресса, пытается убедить мужа перестать пить, но в какой-то момент понимает, что контролировать этот процесс она не в силах. Возникает фрустрация, затем апатия.
Женщина хочет уйти, но в случае, если сделать этого не удаётся (например некуда пойти жить, зависима финансово от мужа, либо иные причины), наступает выученная беспомощность. Даже когда появиться шанс на уход, она найдёт множество оправданий и палец о палец не ударит ради собственной свободы.
Человек проживает в маленьком городе, не может найти работу, реализовать себя и удовлетворить потребности. Он пытается переехать в мегаполис, но у него не получается. Уехал, но не нашел там работу. Попытался ещё раз, но снова не вышло. После нескольких попыток наступает эффект выученной беспомощности и даже при появлении возможностей, он уже вряд ли предпримет какие-либо действия.
Как бороться с выученной беспомощностью?
На просторах интернета можно найти сотни статей на эту тему. Как правило все они сходятся в бестолковым советам из серии "выйди из зоны комфорта" или "просто начни что-то делать".
Проблема в том, что человек уже пытался покинуть враждебную среду, он предпринимал попытки, но потерпел череду неудач. Его подсознание смирилось с происходящим, психика заблокировала бессмысленные действия. Она посчитала, что ресурсы тратятся в пустую, изменить ничего нельзя, а значит и не стоит пробовать.
Сам Селигман считал, что выученная беспомощность в большей степени грозит пессимистам и людям, которые в детстве не усвоили связь между действиями и последствиями. Проще говоря они не совсем понимают какие именно усилия привели к успеху или неудаче, а так же склонны искать оправдания на стороне.
Этот феномен называется внешний локус контроля. Человек не ценит свои достижения, а неудачи сваливает на внешние обстоятельства и других людей. Такое мышление приводит к деструктивным убеждениям. Я пробовал, у меня не получилось, я сделал всё что мог, это мне не по силам.
В результате после нескольких попыток он сдаётся и впадает в апатичное состояние из которого не может выбраться. Выученная беспомощность усугубляет процесс и покинуть враждебную среду уже не получится.
Чтобы бороться с данной проблемой необходимо полностью изменить своё мышление. Научиться ценить свой вклад в успехи, анализировать какие именно действия привели к желаемому результату. Затем научиться брать ответственность за провалы и находить конкретные действия повлекшие за собой нежелательные последствия.
Находя их, важно не навешивать на себя чувство вины. Просто учтите этот опыт и не прекращайте пытаться. Сделать это сложно, многие люди вынуждены искать психолога, который имеет опыт работы с данной проблемой. Потребуются специальные упражнения, но делать это нужно, потому что оставаться пассивным в условиях неконтролируемого стресса нельзя. Это приводит к неврозам и ощущению тщетности бытия.
Комментарии (0)