Впервые каменные гаргульи появились на готических соборах в XII веке. Тогда, помимо эстетической функции, они выполняли и функцию утилитарную — служили в качестве водостока.
Но почему именно гаргульи и химеры, а не ангелы и херувимы были избраны в качестве декора храмов? Ответ на этот вопрос кроется в старинной легенде.
Гаргулья, Собор Парижской Богоматери
Легенда о драконе Гаргулье
Древняя французская легенда гласит, что в стародавние времена около Руана обитал дракон. А точнее, драконица по имени Гаргулья. Она не давала житья местным и постоянно топила корабли, ходящие по реке. Причём чудище извергало не только огонь, но и воду. Чтобы Гаргулья не трогала город, руанцы приносили ей человеческие жертвы. Но однажды всё изменилось.
За истребление Гаргульи взялся епископ Роман Руанский. Избрав в качестве приманки приговорённого к казни преступника, он отправился к логову драконицы. Та, почуяв добычу, выползла к ним, и тогда епископ с помощью молитв лишил Гаргулью воли и приручил её. Однако руанцы не поверили в перевоспитание чудища и сожгли его. Тело драконицы сгорело полностью, а вот её голова осталась целой и невредимой. Её-то и поместили на карниз местного собора в качестве символа торжества христианской веры над силами зла.
Вскоре жители окрестных городов стали завидовать такой «фишке» руанского собора. Но больше драконов в округе не наблюдалось, и вместо их голов на соборах стали размещать каменные изваяния чудовищ.
Полезные гаргульи на готических соборах
Помня о драконице Гаргулье, которая извергала воду из своей пасти, каменных гаргулий в средневековых храмах использовали в качестве водостока. Во время дождей из пастей каменных чудовищ лилась вода. В этом тоже кроется некий смысл. Гаргульи в христианстве являлись посланниками злых сил, с которыми боролись священники. После победы над чудищем его голову помещали на собор, показывая тем самым превосходство добра перед злом. И укрощённые чудовища вместо того, чтобы извергать из пастей серу и огонь, отводили от храмов дождевую воду. Причём доставалась роль водосточного желоба не только фигурам драконов.
Гаргулья-ливнесток на Вавельском замке в Кракове
В готической архитектуре есть несколько видов гаргулий. Например, львы символизируют гордость и отвагу, а их наличие на стене собора служит напоминанием о грехе гордыни. Гаргульи-волки символизировали то, что в стае, то есть в группе, человеку проще противостоять искушениям дьявола. Змеи же во все времена были символами первородного греха, и, размещённые на стенах соборов, они лишний раз напоминают об этом. Напоминанием о ещё одном смертном грехе служат и бараны, и козлы. А ещё на средневековых соборах, помимо гаргулий, можно встретить и каменных химер.
Чем химера отличается от гаргульи
Самым ярким образчиком готической архитектуры по праву считается Нотр-Дам де Пари. И в его наружных украшениях встречаются и химеры, и гаргульи. Гаргульи до недавнего времени были водостоками, лишь в XVIII веке у собора появились отдельные водосточные желобы. И теперь гаргульи Нотр-Дама служат всего лишь украшением.
Химеры, Собор Парижской Богоматери
Служили украшениями и каменные химеры. Они многолики и могут быть самыми разными. Но чаще всего в виде химеры изображается существо, сочетающее в себе характерные черты различных животных и даже людей. На соборе Парижской Богоматери они появились лишь в XIX веке в ходе реставрации. Химеры Нотр-Дама несут в себе только лишь эстетическую функцию и никакой пользы не приносят. Примечательно, что на храмах в разных городах фигуры химер могут повторяться. А вот каждая каменная гаргулья уникальна в своём роде, повторов почти не встречается.
Кстати, среди гаргулий на храмах попадаются и весьма забавные. Например, на Фрайбургском соборе есть каменная фигурка человека, из заднего отверстия которого выливается вода. А на вашингтонском соборе Петра и Павла в качестве гаргульи можно увидеть Дарта Вейдера.
published on
Запись
Комментарии (0)