Кто-то, прочитав название, улыбнется, вспомнив приключения тройки балбесов-неудачников во главе с Доцентом в поисках золотого шлема Александра Македонского в бессмертной комедии «Джентльмены удачи».
Шутки в сторону!
Шлем, что вы видите, отстоит от времени Александра Македонского так же далеко, как и Александр Македонский от вас, мои читатели. Не исключено, что он старше великой пирамиды Хеопса. Эту бездну времени даже трудно себе представить…
Четыре с половиной тысячелетия назад руки безвестного мастера создали этот шедевр для царя Мескаламдуга.
Почти сорок лет назад я впервые увидел фотографию шлема в книге З.Косидовского «Когда солнце было богом». В ней рассказывалось о том, как историки и археологи делали свои открытия и шаг за шагом раскрывали тайны древних цивилизаций. Примерно пятая часть книги была посвящена раскопкам царского некрополя шумерского города Ура под руководством английского археолога Чарльза Леонарда Вулли в 20-30-ых годах XX века.
Заслуги этого археолога перед исторической наукой огромны. Он один из тех, кто открыл перед человечеством самые первые страницы книги истории цивилизации и познакомил нас с ее первыми шагами — с великой цивилизацией шумеров. Если имена Генриха Шлимана и Говарда Картера (открывателя гробницы Тутанхамона) на слуху у каждого обывателя, то имена Леонарда Вулли или, скажем, Артура Эванса практически неизвестны никому, кроме людей интересующихся историей. А ведь заслуги их просто несравнимы.
Единственная реальная заслуга Шлимана в том, что он разбудил интерес широкой публики к археологии и древней истории. Но количество вреда, что он нанес археологии своими варварскими методами, подлогами, прямым обманом и вольными интерпретациями своих находок, просто огромно. Говард Картер, в свою очередь, без сомнения, весьма уважаемый археолог, но его слава (вполне заслуженная) зиждется лишь на находке нетронутой грабителями гробницы фараона Тутанхамона. Сегодня никто не помнит иных его заслуг, слава открывателя гробницы фараона затмила все другие достижения.
Но, увы, не только его.
Тут настало время возмутиться поклонникам Говарда Картера. Больше тонны золота, тысячи уникальных предметов удивительной сохранности были найдены в гробнице властителя Египта, повелевающего миллионами подданных. В том же древнем Уре население вряд ли превышало 50 тыс. жителей, а количество золота во всех гробницах, найденных Вулли, едва ли составило десятую часть от находки Картера.
Есть одно лишь существенное «но» — Тутанхамон правил на 13 веков позже. Легендарный князь Олег, основатель древнерусского государства гораздо ближе к нам с вами, чем «цари»* города Ура к фараону Тутанхамону.
Раскопки царского кладбища Ура дали столько археологического материала, который по своей уникальности и информативности сравним с ценностью открытия Говарда Картера, а учитывая возраст находок, намного превосходит его. Ценность находок археологов не исчисляется весом найденного золота
Но самое главное для нас с вами заключается в том, что эти гробницы и загадки с ними связанные, удивительно интересны.
А теперь позвольте перейти собственно к описанию открытия и находок на царском некрополе древнего Ура.
В отличие от меня вам не придется читать книги шестидесятых-семидесятых годов Косидовского «Когда Солнце было Богом» и Леонарда Вулли «Ур халдеев», довольствуясь не слишком качественными черно-белыми фотографиями.
Я постараюсь вам рассказать вам то же самое, вот только иллюстрации будут много качественней и, очень надеюсь, заметно интересней. Мы пройдем с вами по некрополю и спустимся в могилы царей и цариц древнего Ура. Восхитимся невероятным искусством древним мастеров .. и ужаснемся человеческим жертвоприношениям, сопровождающим похоронные церемонии. Ведь вместе с царями в иной мир уходили десятки слуг, воинов, музыкантов и приближенных в великолепном драгоценном убранстве.
Когда в 1927 году Леонард Вулли приступил к раскопкам на городском кладбище древнего Ура, то ему пришлось исследовать около 1600 рядовых погребений жителей города. Могилы были довольно однообразны — покойник лежал на боку, чуть согнув колени, руки сложены перед собой — ладони на уровне рта, так называемая поза спящего. Труп заворачивали в циновку или хоронили в гробу в зависимости от статуса. В могилах всегда присутствовали предметы, остатки одежды, инструменты, оружие и обязательно какая-нибудь погребальная утварь. Все зависело от богатства покойного.
Но вот одна могила по своему богатству резко отличалась от всех. Находилась она совсем рядом с разграбленной и давно опустошенной царской могилой. Обычно погребения находили по истлевшим колышкам, установленных по сторонам и углам плетенного гроба и остаткам циновки покрывающим его. Но в данном случае могилу выдало копье. Землекопы наткнулись на медный наконечник копья вставленный в золотое крепление для древка. Само древко давно истлело, но как оказалось копье отмечало угол могилы. Она была совсем ненамного больше обычной, но вот ее убранство ошеломило археологов.
Впрочем смотрите сами.
Могила была полностью заставлена погребальной утварью — каменная, глиняная, медная, серебряная и золотая посуда. У изголовья гроба воткнуты остриями вниз три копья. Рядом лежали прекрасно отделанные золотом кинжалы.
Но настоящий шок археологи получили, когда стали расчищать сам гроб. В нем лежал скелет крепкого мужчины лет 40. Великолепный сияющий золотой шлем, серебряный пояс с висящим на нем золотом кинжале в ажурных золотых ножнах. Два топора, один из золотой, другой медный. Куча украшений, кольца, серьги, амулеты сваленные в кучу.
Cхема захоронения и предметы(частично реконструированные) из него
Но самым невероятным открытием был, конечно, шлем.
Здесь лучше дать слово самому Вулли:
«Но ярче всего горел золотой шлем, который все еще покрывал истлевший череп. Шлем был выкован из золота в форме парика, который глубоко надвигался на голову и хорошо прикрывал лицо щечными пластинами. Завитки волос на нем вычеканены рельефом, а отдельные волоски изображены тонкими линиями. От середины шлема волосы спускаются вниз плоскими завитками, перехваченными плетеной тесьмой. На затылке они завязаны в небольшой пучок. Ниже тесьмы волосы ниспадают стилизованными локонами вокруг ушей, вычеканенных горельефом, с отверстиями, чтобы шлем не мешал слышать. Локоны на щечных пластинах изображают бакенбарды.
Из вещей, найденных нами на кладбище, этот шлем самый прекрасный образец работы золотых дел мастеров. Он превосходит по красоте золотые кинжалы, головы быков и т. п. Если бы даже от шумерийского искусства ничего больше не осталось, достаточно одного этого шлема, чтобы отвести искусству древнего Шумера почетное место среди цивилизованных народов».
На трех золотых сосудах нашли имя — Мескаламдуг, по шумерски — Герой Благой Земли.
И вот здесь начинается загадка.
Нигде более не находили подписанных сосудов. Зачем подписали именно эти?
Роскошь захоронения и сам золотой шлем должны были бы указывать на царское погребение, но это именно погребение частного лица, а не царя. Царей не хоронят в столь скромной по размерам могиле, пусть даже такой богатой.
Еще одна загадка с именем. Нигде в этих трех надписях Мескаламдуг не назван царем. На этом основании Вулли делает вывод о том, что похороненный здесь Мескаламдуг хоть, возможно, и принц царских кровей, но царем точно не был.
Однако вскоре в другой царской могиле находят печать Мескаламдуга, где он назван именно царем. Однако, Вулли находит выход, объявляя, что это совсем другой, второй Мескаламдуг.
Более того, позже археологи находят надпись в другом городе, в которой Мескаламдуг царь Ура назван отцом царя Месанепады.
Все окончательно запутывается.
Но и это не все! Вулли лукавит, когда пишет, что шлем находился на голове Мескламдуга. На самом деле он лежал рядом, как видно на схеме могилы и реконструкции.
Самое неожиданное, что будучи «головастым» крупным и крепким парнем наш покойный просто не мог, даже если бы захотел, надеть этот шлем. Он был для него катастрофически мал.
Но мы с вами еще не раз вернемся к загадкам этой могилы, а пока продолжим рассказ о раскопках на царском некрополе.
Следующей весьма неординарной находкой были пять мужских скелетов, вооруженных медными кинжалами, лежащих бок о бок на одной циновке. Рядом всего две небольших чаши, никакой другой погребальной утвари, а ведь обычно шумеры всегда заботливо снаряжали своих умерших в иной мир. Кроме того, никогда до этого археологи не видели общих захоронений ни на этом, ни на других шумерских кладбищах.
Вулли обратил внимание, что они лежат на наклонной плоскости, как будто в коридоре, что ведет в другое помещение.
Он оказался прав, эти пятеро солдат охраняли вход в вечные покои царицы…
Леонард Вулли стоял на пороге самого важного открытия в своей жизни — первой (и, увы, по сей день единственной) нетронутой грабителями царской могилы древнего Ура.
Чарльз Леонард Вулли
До этого Вулли уже открыл несколько царских гробниц. Все они были разграблены еще в глубокой древности. На этом месте горожане хоронили своих покойников сотни лет и, конечно, за века все кладбище было перекопано многократно. Царские могилы отличались размером, по сути, это были помещения с укрепленными стенами (каменными и кирпичными), иногда это была одна большая комната, иногда две и даже четыре.
Схема погребений на царском некрополе Ура
Не сказать, чтобы Вулли в них ничего не нашел — там была найдена масса разных предметов, посуда, украшения, в том числе и золотые. Так в одной из таких разграбленных могил был найден знаменитый штандарт из Ура.
Штандарт из Ура найден в погребении 779, на одной стороне мозаичные сцены мира, на другой — войны.
Но мы с вами отвлеклись. После находки скелетов пятерых мужчин с кинжалами у входа, землекопы под руководством Вулли продолжили методично снимать слой за слоем в районе захоронения.
И первые находки обнаружились вовсе не у входа, а юго-западного края могилы — женские скелеты. Десять женщин в золотых уборах, с украшениями из лазурита и сердолика, в ожерельях из бус. И у них тоже не было погребального инвентаря!
Зато у самой стены была найдена великолепная арфа, а точнее ее остатки. Дерево и струны давно истлели, но золотые накладки и гвозди сохранились, так же как золотая голова быка и мозаика украшавшая резонатор. Скелет арфистки лежал прямо на арфе.
Вулли с гипсовой отливкой арфы из погребения 1237. Арфа из могилы царицы была значительно большеРеконструкция арфы из гробницы царицы
Прямо у входа, что охраняли пятеро слуг, обнаружили крупные кости, оказавшиеся частями скелетов двух ослов (мулов). Они были запряжены в странную повозку — подобие саней, возок на полозьях. От повозки мало что осталось — лишь отпечатки в земле и остатки украшений. Рама была украшена мозаикой, золотые львиные головы на боковых панелях, а в головах ослов — скелеты двух погонщиков.
Реконструкция повозки царицы
Чуть поодаль новая невероятно интересная находка — игорная доска с фишками. Это один из самых древний набор для игры известный человечеству. О правилах можно лишь догадываться, скорей всего ходы определялись бросками костей игроками.
Неподалеку лежал набор инструментов — золотая пила, наборе медных и золотых долот. Вряд ли такой набор сгодился для работы современному плотнику, но без сомнения весьма обогатил бы его. Тут же были серебряные, каменные (стеатитовые) сосуды.
Рядом с одним из серебряных «котлов» лежала длинная и изящная золотая соломинка отделанная лазуритом. Ее длины бы хватило, чтобы пить, сидя в кресле, из кувшина, стоящего на полу. Скорей всего таким образом пили древнее пиво. Оно мало напоминало современный напиток и больше было похоже на жидкую кашу, в которой плавали все исходные недобродившие ингредиенты. Вот уж воистину, «нефильтрованное» пиво для гурманов.
В центре погребального помещения стоял деревянный сундук, точнее его остатки. Скорей всего в нем лежали истлевшие ткани или какие-либо продукты, вроде лепешок и сыра. Так или иначе от них не осталось следа.
За сундуком снова лежала сваленная в кучу погребальная утварь в огромном количестве: «прочие жертвенные приношения: множество медных, серебряных, золотых и каменных сосудов, причем среди последних оказались великолепные образчики, выточенные из лазурита, обсидиана, мрамора и алебастра. Один серебряный набор, по-видимому, служил для обрядовой трапезы. В него входит узкий поднос или блюдо, кувшин с высоким горлышком и длинным носиком, точно такой же, как на каменных рельефах, изображающих религиозные обряды, и, наконец, несколько высоких стройных серебряных кубков, вставленных один в другой. Среди сокровищ, обнаруженных нами в этой донельзя загроможденной могиле, оказались еще один кубок, но не серебряный, а золотой, с насечкой по верху и низу и коваными вертикальными желобами — рифлями, так же отделанный сосуд для воды, чаша, гладкий золотой сосуд и две великолепные серебряные головы львов, по-видимому, некогда украшавшие царский трон» (выдержка из книги Л.Вулли)
Но самое странное — в помещении и за ее ближайшими пределами не было и следа, что указало бы на то, чье это было захоронение.
Ни один из двух десятков скелетов, найденных в погребении, несмотря на богатые украшения, не тянул на царский титул, что соответствовало бы статусы могилы, Дело в том, что украшения были однотипны и принадлежали, скорее всего, служанкам царя или царицы.
Загадка? Да.
Но вот как раз на эту загадку Вулли нашел ответ
Когда археологи очистили остатки сундука в центе комнаты, они обнаружили под ней обвалившуюся кирпичную кладку. Сундук прикрывал пролом в помещение ниже! Причем это был именно пролом, а не ход. Такое ощущение, что его специально прикрыли сундуком, чтобы скрыть его. Пролом вел в царскую гробница, но она была, увы, разграблена. Лишь в углу археологи нашли две модели лодок — серебряную и золотую. Серебряная была в плачевном состоянии, а золотая выглядела так, как будто ее вчера поместили туда.
Куда больше заинтересовала археологов другая находка — печать с именем, как думал Вулли, хозяина нижней гробницы — Абарги.
Вулли вполне логично предположил, что нижнюю камеру расхитили во время подготовки к похоронам в верхней могиле, именно распорядители вторых похорон вполне сознательно прикрыли пролом в ограбленную гробницу большим сундуком.
Так и не найдя хозяина верхней могилы, Вулли начал раскапывать нижнюю. Она находилась на глубине чуть меньше двух метров (1м 85 см) от «пола» верхнего погребения.
Каково же было изумление британского археолога, когда по мере того, как земля открывала свои секреты, он начинал понимать, что открыл еще более великолепное царское захоронение, чем верхнее!
На наклонном пандусе у входа в могилу один за другим в два ряда лежали шестеро воинов. Это были крупные парни, не чета, тем пятерым , что лежали на циновке у входа в верхнюю могилу. Вооружены они были не в пример лучше — медные шлемы и копья с длинными медными наконечниками.
Прямо за ними у самого входа стояли две повозки-колесницы, каждая запряженная тройкой могучих быков. Рядом с быками лежали «конюхи», а на повозках находились останки возниц. И вновь от самих повозок почти ничего не осталось, но в земле сохранились отпечатки частей повозок, включая колеса, на которых можно было даже увидеть структуру дерева.
За быками у стен сводчатой гробницы (той самой, в которую вел пролом из верхней могилы) лежали тела девяти женщин в богатых уборах. Здесь тоже была украшенная головой быка арфа, рядом с которой лежала одна из женщин.
В середине у прохода ведущего к входу в гробницы лежали два воина и у каждого была связка дротиков, у одного с золотыми наконечниками, у второго — с серебряными. В узком проходе у самого входа в гробницу — еще два воина с кинжалами. А рядом еще служанки и слуги.
Всего была около сорока скелетов в нижней царской могиле и 26 в верхней. Казалось бы, Вулли попал в тупик — нижняя царская гробница подчистую ограблена, а в верхней погребальная камера так и не найдена.
Схема нижней царской могилы
Продолжая расчищать нижнее царское погребение на северо-восток, Вулли наткнулся на еще одно помещение с обрушенной сводчатой крышей. Однако, было ясно, что к нижней могиле она отношения не имеет, поскольку вход в нее был перекрыт массивной сплошной стеной. А вот сверху…
Да, это была гробница, относящаяся к верхнему погребению! Гробница царицы, та самая единственная оставшаяся в неприкосновенности четыре с половиной тысячелетия.
Царица лежала на деревянных погребальных носилках в удивительном красивом золотом уборе, напоминавшим убор ее служанок, но намного богаче. Рядом лежал золотой кубок, а тело было покрыто сплошной массой бус и ожерелий. Великолепные браслеты и кольца покрывали ее руки. У гроба лежали две служанки — одна у ног, другая у головы.
Головной убор царицы
Украшения царицыГоловной убор служанокТак в реальности выглядят черепа служанок с золотыми украшениями и ожерельями
В камере было большое количество драгоценной, каменной и керамической погребальной утвари.
Но мы остановимся лишь на нескольких замечательных вещах. Раковины с краской для подведения глаз — их было несколько. Одни настоящие, другие сделанные из золота.
А вот эта диадема из лазуритовых бус с нашитыми на них миниатюрными золотыми фигурками лежала рядом с головой царицы.
А как вам маникюрные наборы?
Рассказывать о вещах из погребений можно очень долго, но рамки нашей публикации не дают нам возможности слишком растекаться и отвлекаться от сюжета повествования. Поэтому позвольте мне перейти к более существенным фактам.
Так кем же была эта царица? И на этот вопрос Вулли нашел ответ — в слоях земли покрывающих гробницу он нашел аж три печати с ее именем — царица Шубад. Однако, сегодня нам известно, что Вулли ошибся — имя царицы правильней было читать как Пуаби. Дело в том, что имя было аккадским, то есть царица не была шумерийкой, а приехала с севера — Аккада. На аккадском ее имя значило «Слово Отца».
Вы можете посмотреть все три печати и оттиски их ниже.
На первом оттиске мы видим имя Пуаби слева, а рядом в крайнем левом верхнем углу ее титул NIN / еresh, что означает «леди (госпожа)» или «царица».
На второй и третьей печати сцены пиршеств, кстати, на второй печати двое пирующих (возможно и сама Пуаби) пьют пиво через соломинки, подобной найденной здесь в гробнице.
Вторая и третья печать
Однако нам интересно совсем другое. Без сомнения, эти две могилы — нижняя и верхняя связаны. Смотрите сами, ниже я совместил их проекции в одном рисунке.
Красным отмечена схема погребения царицы Пуаби, синим — неизвестная царская могила
Как это объяснить? Почему царица похоронена именно так? Почему ее гробница находится на одном уровне, практически за стеной от гробницы царя?
Нигде более в некрополе Вулли не нашел двухуровневой могилы. Все помещения в других царских захоронениях находились на одном уровне. Тот, кто распоряжался похоронами царицы, явно знал о могиле царя и именно потому смог так точно вписать гробницу царицы в нижнее погребение.
Вулли предположил, что царица Шубад (на самом деле Пуаби) была женой царя Ура Абарги. По этой причине она распорядилась, чтобы ее похоронили рядом с мужем. Организаторы похорон точно выполнили волю царицы, что не помешало им ограбить могилу царя.
Прав ли был Вулли?
Об этом мы с вами поговорим позже.
Источник
published on
Запись
Комментарии (0)