В июле 1941 года немецкие самолёты начали активно бомбардировать столицу СССР. Тогда правительство СССР приняло решение переоборудовать станции метрополитена в жилые зоны для советских граждан.
Практически каждый москвич, оставшийся в городе во время военных действий, побывал в метро-бомбоубежище во время воздушной атаки. При этом составы продолжали ездить по путям, а в 1941–1943 метро даже обзавелось несколькими новыми станциями. Так как же жилось людям под землёй в 1941 году?
Схема московского метрополитена сороковых годов
Роковое лето 1941 года
К середине лета 1941 года московское метро включало в себя 21 станцию, которые располагались на трёх линиях. Первоначально станции не были предназначены для использования в качестве бомбоубежища. Однако весной того же года всё изменилось. Совнарком постановил, что метро должно быть переоборудовано для проживания людей и их укрытия во время авианалётов.
Метростроевцы, работая в три смены, начали переделывать станции, ко многим подвели водопроводы и оборудовали туалетные комнаты. К тому же, в тоннелях установили дополнительные улучшенные системы газовой защиты, должные спасти людей в случае, если на Москву сбросят отравляющие бомбы. К счастью, системы не довелось использовать. Благодаря оперативной деятельности работников Мосметростроя метро как убежище было готово к лету 1941 года. А с самых первых дней войны в нём уже работал Генштаб.
По ночам станция «Белорусская» превращалась в командный пункт, отгороженный фанерными листами от помещения самой станции. В оставшейся части размещались жители столицы, прячущиеся от бомбёжек. Однако дорога к «Белорусской» отнимала слишком много времени у работников генштаба. Поэтому в начале сентября для их нужд была выделена целая станция — «Кировская». Там для руководителей генштаба оборудовали рабочие кабинеты, в одном из них работал сам Иосиф Сталин. И нельзя сказать, что условия жизни в метро во время войны у военных и простых граждан Советского Союза очень уж различались.
Постановление Исполкома Моссовета
В первую же ночь, когда над Москвой раздался сигнал воздушной тревоги, на станции спустились более полумиллиона человек. Конечно, несмотря на все усилия милиционеров и метростроевцев, обеспечивающих безопасность, без происшествий не обошлось. Во время первого авианалёта был разрушен тоннель между станциями «Арбатская» и «Смоленская». К сожалению, из-за взрыва погибли 14 человек, прячущихся в этом тоннеле. А «Белорусскую» едва не затопило из-за взорвавшегося водопровода. Однако все последствия были быстро устранены. В дальнейшем жертв среди обитателей московского метро 1941 года не наблюдалось. А уже в сентябре Исполком Моссовета напечатал постановление, где описывались правила пользования московским метро как бомбоубежищем. Во многом благодаря этому людей под землёй удалось разместить с относительным комфортом и полной безопасностью.
Согласно этому постановлению, метрополитен в годы войны должен был продолжать свою работу до десяти вечера. В десять часов движение поездов прекращалось, и на станции начинали запускать людей. Однако женщинам с детьми, не достигшими 12 лет, разрешалось спускаться в метро и до сигнала о начале вражеского авиаудара. А в случае дневного авианалёта движение в метро тут же прекращалось, и все станции использовались как убежища.
Станция «Маяковская»
Настоящий подземный город в метро во время войны
Стоит отметить, что во избежание распространения болезней был закрыт вход в метро людям, болеющим тифом, корью, скарлатиной и другими инфекционными заболеваниями. К тому же, милиционеры сразу разворачивали пьяных и людей, тащащих в убежище весь свой скарб в громоздких чемоданах. Нельзя было приносить в метро огнеопасные материалы и горючие жидкости, а также мусорить и трогать оборудование на станциях и в тоннелях. Все эти запреты были вполне оправданы и принимались как само собой разумеющееся. Тем более, что нарушителей правил ждал штраф в сто рублей. Но никто не роптал, ведь жизнь в метро мало отличалась от жизни на поверхности.
Московское метро во время войны могло единовременно вместить на своих станциях и в рабочих тоннелях, даже в недостроенных, около трёх миллионов человек. Прямо на платформах размещали множество двухъярусных или обычных кроватей. Но ночевать на них могли только женщины с детьми. Мужчины ночевали на раскладушках прямо в тоннелях. Чтобы поспать, москвичи приносили своё постельное белье. Матерей с малышами до двух лет размещали внутри вагонов поездов метро или в отдельных помещениях с детскими кроватками. Для детей организовали ясли и сады, где были воспитатели и нянечки. Не заканчивались занятия и у школьников. К тому же, на «Курской» открыли большую библиотеку, а на некоторых других станциях — магазины и салоны красоты.
Библиотека на «Курской»
На всех станциях метро во время войны открыли пункты медицинской помощи. Они были круглосуточными и принимали всех заболевших. Принимали врачи и роды у москвичек. Всего за тот период, что столица подвергалась авиаударам, в метро родилось более 200 детей. Они вместе с матерями могли оставаться на станциях, чтобы не подвергаться дополнительному риску. Особенно остро этот вопрос встал в октябре-ноябре 1941 года, когда атаки немцев на Москву усилились.
Московская паника 1941 года
В конце осени авиаудары на столицу стали совершаться в несколько раз чаще. Поэтому 15 октября приняли постановление «Об эвакуации столицы СССР». В тот же день состоялась эвакуация советского Правительства и важных заводов. В столице воцарился настоящий хаос, люди считали, что таким образом Москву готовят к сдаче врагу. Многие хватали свои вещи и уходили из своих квартир и домов туда, где было безопасно. Поддался всеобщей панике и Лазарь Каганович — глава Наркомата путей сообщения. Он приказал начать уничтожение московского метро. Всё метро было обесточено, а после этого на путях заложили мины. Поэтому 16 октября метрополитен столицы не работал — впервые за всю историю.
Однако уже на следующий день, 17 октября, московский метрополитен заработал. Тем более эвакуация правительства уже была проведена. Находясь в безопасности и проведя совещание, правительство отменило решение Кагановича. Если бы метро взорвали, то последствия были бы непоправимы, а допустить этого было никак нельзя. Метростроевцы и тут проявили свои умения — всего за сутки они запустили все поезда и привели в порядок станции. К тому же, во время войны продолжалась закладка новых путей.
Удивительно, но уже в 1943 году был запущен новый участок пути от станции «Площадь Свердлова» до «Завода имени Сталина». Были открыты две новые станции на Замоскворецкой линии. А в 1944 был запущен состав от «Курской» до «Партизанской». Подвиг метростроевцев был оценен по достоинству, многим выдали почётные ордена. Немаловажную роль в таком ударном труде сыграла речь Иосифа Сталина в ноябре 1941 года.
«Маяковская», ставшая на один день залом заседаний
Накануне 7 ноября правительство решило провести празднества для граждан, вынужденно живущих в метро. На «Маяковской» платформу превратили в роскошный зал, где прошёл концерт известных коллективов, а также заседание Моссовета. Платформа «Маяковской» была ярко освещена вопреки обычному, а для зрителей оборудовали сидячие места. Кроме этого, в поезде, стоящем на одном из путей, разместили буфет, где всем желающим наливали пиво и давали нехитрые закуски. Но пользоваться такими дарами не спешили — все ждали появления Иосифа Виссарионовича.
Главнокомандующий прибыл на станцию вечером. Пройдя за трибуну, Сталин зачитал доклад о ситуации на фронте. После он произнёс весьма воодушевляющую речь, которую все слушали, затаив дыхание. Едва Иосиф Виссарионович закончил, как раздались бурные овации. Его речь вдохнула новые силы в москвичей, уставших от авианалётов и пусть и комфортной, но всё-таки подземной жизни. К концу 1943 года бомбардировка столицы прекратилась, и метро как бомбоубежище перестало использоваться.
published on
Комментарии (0)