АВТОР: Лев Трапезников
Данная статья моя носит определенную цель, - напомнить людям о науке, а также развенчать многие религиозные мифы. Умные поймут. Иногда достаточно и того, что вы можете обдумывать прочитанный вами материал и делать выводы, даже не обладая особыми знаниями в тех или иных областях науки.
Сегодня же мы видим все больше вокруг себя химерические воззрения разного рода религиозных, «магических» сект и организаций, пытающихся подменить научные знания своими фантастическими идеями о происхождении человека. Это и понятно, так как «маги», собирая вокруг себя простаков с помощью своих интересных сказок, таким образом, зарабатывают деньги. И чем интереснее, красочнее религиозная сказка, тем больше в нее желают верить люди, пытающиеся уйти, таким образом, от серой повседневности.
Магические заклинания на возвращение мужа или жены в семью, а также хождения высоких чиновников к гадалкам и «великим» шаманам, и про загробную жизнь, в которой все будет окей, если часто ходить в культовое религиозное сооружение, - это все про наше с вами время. А живем мы, странное дело, напомню вам, в начале 21 века.
Пророки прошлого и настоящего, со своими видениями о загробной жизни, а также множество разных «чудес», подаваемых массам как что-то сверхъестественное, а также вера в чудо, - все это мы можем сегодня объяснить с помощью многих научных работ серьезных ученых. Я понимаю, что когда человек теряет ориентиры в жизни, или же у него происходит большое несчастье, он стремится увидеть чудо, способное исправить неисправимое, а также пытается уйти от агрессивной реальности в светлое будущее запредельных далей загробной жизни. Однако, все в жизни устроено гораздо проще и в то же время все сложнее, - статья именно об этом.
Да, порой, читать работы ученых не интересно, - они и пишут сухо, и красивых сказок о крылатых существах не сочиняют, но реальность, все же, на их стороне. Мы просто обязаны, чтобы спасти наше общество от мракобесия, выдать людям многие факты, которые сегодня игнорируются в школах и университетах. Людям необходимо донести правду…
Например, многие не знают, что еще в 2011 году группа психиатров, бихевиористов, неврологов и нейропсихиатров из Гарвардской медицинской школы опубликовала исследование, в котором предложила новую диагностическую категорию психических расстройств, связанную с религиозным бредом и гиперрелигиозностью.
Так, ученые сравнили мыслительные процессы и поведение некоторых героев из Библии (Авраама, Моисея, Иисуса Христа, Павла) с опытом психотических пациентов (в соответствии с психиатрическим руководством DSM-IV-TR). Они пришли к тому выводу, что у указанных персонажей из Библии «могли быть психопатологические симптомы, которые послужили вдохновением для их откровений».
Ученые выяснили, что пророки имели такие психические расстройства, как шизофрения, шизоаффективное расстройство, маниакальная стадия биполярного расстройства, бредовое расстройство, бред величия, слуховые и зрительные галлюцинации, паранойя, синдром Гешвинда (ученые утверждали, что у Павла выявлена была очень высокая степень расстройства), ипатологические ощущения, связанные с височной эпилепсией. Психиатры здесь также предположили, что Мухаммед страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречными помрачениями сознания.
Здесь я замечу, что обо всех этих исследованиях должны знать и школьники, и их родители. Однако, исследования такого рода замалчиваются в образовательных учреждениях России, и не только России, что дает повод для всякого рода «гуру» банально обманывать людей. Если вы решили ввести в школы «лекции», на которых рассказывается очень спорная гипотеза о сотворении мира и человека, а также всякого рода истории из жизни мифических и других персонажей, то вы обязаны рассказать детям и об исследованиях ученых-психиатров по поводу пророков, их пророчеств и «откровений».
Зачем это необходимо писать в 21 веке?
А за тем, что разного рода «маги» и «жрецы» уже настолько обнаглели, что пытаются со своими лженаучными фантазиями влезть в школу. В школе же ребенок не может часто разобраться в том, кто правее – учитель по биологии или же жрец из ближайшего «цирка». А родители детей, также верящие в приведения и барабашек, поощряют лекции «жрецов» в школах, совершенно не задумываясь о том, что они своих детей направляют по ложному пути.
Ложный же путь не ведет человека к процветанию. Ложь – это неадекватность, это ошибка. И когда ложные взгляды в будущем у ребенка проявятся, и в каких формах проявятся, стоит только догадываться.
«Вся власть от бога», - ребенок верит. Что из него вырастет? А вырастет из него человек, который будет поддерживать любые антинародные, антигосударственные, или резко выраженные кровавые античеловеческие режимы, ведь если «вся власть от бога», то и любой режим управления также является неприкосновенным, пусть даже это и режим, установленный интервентами.
Также, лекции всякого рода жрецов отбирают у ребенка волю к борьбе, волю к выражению себя как личности. «От тебя ничего не зависит, ведь твоя жизнь в руках «Зевса», а твое стремление выразить себя в профессиональном качестве, является лишь гордыней», - так подаются детям «знания» о мире.
Получается, что с детских лет «маги» и разного рода «жрецы» готовят для себя ту паству, которая будет им потом предана, и которая станет им носить деньги. Им необходимы рабы, а рабов лучше готовить с самого детства, подменяя научные знания химерами.
Дарвин со своей теорией эволюции уничтожается активистами разного рода псевдонаучных учений, а на его место приходят какие-то люди, которые рассказывают обществу об инопланетянах и сотворении человека из глины. Однако, эти фантазеры, несущие химеры нашим детям, не удостоились написать хоть маленькой теории, которая хоть как-то тянула бы на научность.
Одни обществу преподносят красивые сказания, в которых цивилизованное человечество существует уже миллионы лет, а другие нам говорят о десяти тысячах лет существования людей на Земле. Цель? А цель этих лгунов одна - увлечь красивой сказкой людей в свои секты. Люди – это деньги и деньги немалые. А оболваненные люди, или люди темные – это легко управляемый материал, который никогда не задаст неудобных вопросов.
Поэтому, данная статья посвящается детям и юношам, а также и их родителям. Эта статья, как способ напомнить всем о том, что они живут уже в 21 веке, в котором существует развитая наука, ради которой в темные века ученые горели на кострах инквизиции. Сотни великих, и совсем неизвестных нам ученых ради того, чтобы вы были свободны от рабского мышления, и чтобы вы обрели для себя все блага сегодняшней цивилизации, рисковали своей жизнью и своей свободой… Вспомните их…, горевших на кострах.
Однако, вводную часть я, пожалуй, закончу, и перейду к главному. Итак, поехали…
Религиозно-мистические состояния
Религиозно-мистические состояния, к которым мы отнесем разного рода пророчества, видения, откровения, экстатические переживания, глоссолалии, известны уже очень давно. Наука все это объяснить в состоянии.
Так, еще немецкий психиатр Эмиль Крепелин, описывая паранойю, отмечал, что у больных при религиозном направлении мыслей под влиянием «откровений» во сне может дойти дело до бреда пророчества, до представления, что они являются мессиями или избранниками божьими. При этом, у этих людей обнаруживается стремление совершать публичные богослужения и приобретать сторонников.
Эмиль Крапелин говорит здесь не о единичных случаях, а целой системе, когда в практике психиатра часто встречаются больные, бредящие по поводу пророчеств и представляющих себя избранными. Так, если в древности или в средние века «пророка» могли убить или же принять его «видения» как что-то ценное для общества, то сегодня в 20 и 21 веке такие люди нередко попадают в психиатрические учреждения. И не думайте, что мало таких больных… Их много и все они мессии, или около этого где-то.
А вот австрийский и немецкий психиатр, невропатолог, криминалист Рихард фон Крафт-Эбинг, экстатические переживания, бред о таинственном соединении с богом, видения небесного блаженства, чувственный бред с религиозно-мистическим содержанием, сновидные помрачения сознания с отсутствием или смутностью воспоминаний, рассматривал в рамках истерического помешательства.
Как отдельную болезненную форму «религиозное помешательство» (paranoia religiosa) определяет и русский врач-психиатр, один из основоположников судебной психиатрии в России Владимир Петрович Сербский. Да, именно психиатр Сербский ввел термин «Религиозное помешательство» в обиход. Русский врач-психиатр пишет о том, что данное заболевание встречается чаще всего у людей неуравновешенных, мечтательных, скудоумных, и отличающихся наклонностью к таинственному.
Так, Владимир Сербский отмечает, что началу религиозного помешательства предшествует экзальтация, а то есть сладострастное возбуждение, или неестественная восторженность. Высокая степень усиленного раздражения психической сферы проявляется в виде безграничного воодушевления или мечтательного настроения.
В сфере же восприятия психиатр отмечал у больных зрительные галлюцинации: это лики Христа, святые, Богородица, небеса. Больному также «слышатся» голоса, которые говорят ему о его призвании: мужчины «слышат» о том, что они мессии, пророки; женщины – они Христовы невесты или Богоматери. Кроме того, бредовое поведение может характеризоваться борьбой с «бесовскими» силами или нанесением себе телесных повреждений. Здесь, я замечу, что часто в психиатрические учреждения как раз попадают люди, которые в виду своей болезни могут нанести увечье себе или окружающим, мы ведь все много слышали о том, как совершаются теракты во славу сверхъестественных существ.
При изучении гипнотических состояний, врач-психиатр, педагог, специалист по неврологическим болезням и основатель учения о психогенной истерии Жан-Мартен Шарко, а также врач, философ и психотерапевт Пьер Жане установили общность симптомов истерии и истероэпилепсии с бесоодержимостью, демономанией, кликушеством. А вот выдающийся немецкий психиатр, психолог Вилли Гельпах высказал ту точку зрения на рассматриваемую нами здесь проблему, что, привожу цитату:
«Религиозный элемент почти всегда выступал в истории в болезненной оболочке и распространялся и претерпевал свои решающие превращения всегда на крыльях массовой душевной болезни».
Однако, не все психиатры столь категорично высказывались по поводу «религиозного бреда». Например, русский психиатр, один из основоположников нозологического направления в психиатрии и московской научной школы психиатрии, автор классического «Курса психиатрии» Сергей Сергеевич Корсаков говорил о том, что сама религия не имеет влияния на душевные заболевания, а вот религиозный фанатизм и суеверия он считал причинами душевных болезней. Сергей Корсаков приводил в пример монашек. Так, в частности он отмечал:
«Часто под влиянием религиозных суеверий развивается бред одержимости нечистым духом. Между монахинями также встречается значительное число душевнобольных, но может быть, это зависит от того, что само поступление в монашество является у некоторых выражением психической неуравновешенности... Принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний»
Врач-психиатр Сергей Корсаков заметил, что указанным болезням более всего подвержены люди с невропатическим складом, малоумные и склонные к мистицизму с детства. Продромальный период, как отмечал врач, чаще проявляется в симптомах неврастении, а период развития болезни выражается в ненормальной оценке, в символизации, в принятии на свой счет различных знамений и отрывочных галлюцинаций.
Бредовой период Сергей Корсаков характеризует быстрым появлением идей величия или бреда близости к божеству у мужчин, и у женщин, когда они представляют себя Богоматерью, невестой Христа или Магдалиной. Здесь же им замечается, что вместе с идеями величия появляются и идеи преследования – это враждебные влияния злых духов, иноверцев, антихриста.
Говоря о мнении психиатра Сергея Корсакова, нужно также все таки отметить и тот момент, что этот врач работал в России по данной теме во второй половине 19 века. В это время Россия представляла из себя этакую патриархальную страну, в которой Православная церковь обладала направляющей силой во всех сферах жизнедеятельности русского общества.
Православная церковь и ее нормы охранялись уголовным законодательством, и потому говорить открыто и прямо о «религиозных болезнях» не представлялось для врача возможным. Именно поэтому, я считаю, Сергей Корсаков и делает оговорки, когда пишет о религиозном фанатизме и сектах. В отличие от своих зарубежных коллег из Западной Европы, Сергей Сергеевич Корсаков жил в стране жесткой диктатуры православной церкви и высшей аристократии, опиравшейся, в свою очередь, на те же нормы православия. Именно православие, как партия власти в РИ, оправдывала и давала легитимность российской монархии. Но даже при том, что любая фраза Сергея Корсакова могла быть Православной церковью расценена как нападки на саму идею той старой России (царь, православие и народ), все же врач на свой страх и риск пишет о душевных болезнях на почве религиозности.
«Религиозные помешательства», как называл эту болезненную форму Владимир Петрович Сербский, изучали многие психиатры в России и за рубежом, сходясь во мнении, что они дело имеют именно с одной из форм психических болезней. Продолжу…
Немецкий философ, психолог, психиатр Карл Теодор Ясперс, исследуя типы мировоззрения душевнобольных людей, отмечал:
«Путешествия души в потусторонний мир, трансцендентная сверхчувственная география этого мира — все это носит универсальный для всего человечества характер, но только у душевнобольных это выступает в качестве самым наглядным образом подтвержденного, живого переживания. Даже в наше время, исследуя психозы, мы сталкиваемся с подобными содержательными элементами в формах, изобилующих поразительными подробностями и отличающихся интеллектуальной глубиной».
То есть, мы видим, что психически больные люди, страдающие указанными симптомами, совершенно не лишены интеллекта. Более того, они способны планировать свои действия и действия своих групп, а также воплощать задуманное в реалиях. Вспомните того самого персонажа из Библии, как Павел. Этот человек, хоть и был болен шизофренией, имел бред величия, слуховые и зрительные галлюцинации и паранойю, все же обладал ярко выраженными организаторскими способностями и мог великолепно для его времени выражать свои мысли на пергаменте.
Здесь же, на примере библейских персонажей, мы можем уже говорить об особой опасности больного, ведь имея знания, таланты и способности лидерские, психически неуравновешенный человек с бредовыми идеями о своем величии может нанести вред, как отдельным людям, так и целым группам людей. Рассмотрим пример из Нового Завета. Вот вам выдержка - «Деяния Апостолов, глава 5»:
«Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это».
Прочитали? Понятно, что если бы данная история разбиралась в органах полиции или СК, то явно следователи заподозрили бы членов христианской секты Петра в том, что они вымогали деньги у членов секты, и карали их за укрывательство своих средств. Прошу заметить, что и Анания, который не все свои деньги отдал Петру, был умерщвлен, и также его жена Сапфира была умерщвлена. Так просто от слов люди не умирают друг за другом.
Кто при указанном разговоре, кроме христиан, управляемых Петром, и Анания с Сапфирой, еще был в помещении? Никого. Напрашивается вопрос: кто убил?
Ответ один: христиане, ведь других лиц там не было. И любой следователь СК, и любой полицейский вам скажет то же самое. Итак, мы здесь воочию можем наблюдать убийства ради религиозных идей. И возможно, что Петр со своими адептами были уверены в правильности своих поступков, ведь в виду своей болезни они себя считали божьими посланниками, которым позволено вершить ради великих целей вопросы жизни и смерти людей. Но, идем далее и разберем «основные характеристики религиозности».
Характеристики религиозности
Итак, рассмотрим личностно значимые элементы религиозности: религиозность у отдельного человека или группы людей проявляется в вере, совершении молитв, исповеди, причащении, поклонении таинственному, сверхъестественному, а также в определенных взаимоотношениях внутри общины и с внешним миром. Психиатрией рассматриваются в данном контексте и влияние на психическое здоровье таких парарелигиозных представлений, как магия и суеверия.
Религиозную веру, и в целом веру, как рассматриваемый предмет разговора, мы можем понимать как установку личности на принятие кого-либо и чего-либо без достаточных доказательств. Вера предполагает принятие чего-либо за истину без достаточного подтверждения со стороны чувств и разума, и потому предмет веры не может иметь характера объективной значимости.
Интересный момент. Если мы говорим о научных гипотезах со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, то отнести мы можем гипотезу тоже к вере, но к вере, которая остается в пределах естественного, познаваемого и законосообразного. А вот если мы говорим о вере религиозной, то здесь мы переходим в область непознаваемого, сверхъестественного. Религиозная вера, как область сверхъестественного и непознаваемого, пытается «подчинить» себе природные явления, объясняя существующие в природе вещи при помощи «мнений пророков», а также фантазиями, доставшимися человечеству от их предков.
Всегда нужно отличать религиозную веру от научной гипотезы. Научная гипотеза вырисовывается из ряда элементов теории и практики, а религиозная вера основана на фантазиях. Чтобы создать новую авангардную теорию в любой сфере деятельности, необходимо из старой теории вынуть рациональное зерно и оттолкнувшись от него создать новую теорию. Так создаются теории. Потому, любая теория имеет ряд давно ушедших в прошлое исследований, - речь идет о том, что наука всегда оперирует какими-либо фактами.
А вот приведу вам очень упрощенный пример. Так, философы и ученые прошлого, наблюдая за небесными светилами и сменой их положения на небе, сделали предположение, что Солнце вращается вокруг Земли, которая также является шаром, или небесным телом. Здесь же приводились ими разного рода математические расчеты в доказательство своей гипотезы. Да, со временем, когда у человечества появились новые совершенные приборы для наблюдения небесных тел, а математика ушла далеко вперед, было выдвинуто уже новая гипотеза о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а звезды являются такими же телами, каким является и наше Солнце. Новая гипотеза развенчала старую теорию, и сама стала теорией. А дальше больше – усложнялась техника, выходы человека в космос подтверждали заявленную теорию, и были также сделаны новые открытия в физике и математике.
То есть, на этом скромном примере мы видим, что наука всегда оперировала фактами: наблюдениями, изучением предметов и их химического состава, математическими расчетами и опытами в физике, - это немногий пример.
Религиозная вера же оперирует высказываниями людей, которых вы никогда не видели и которых вы никогда не слышали. Слова этих людей (пророков) не доказаны, а потому они ни чем не отличаются от слов вашего соседа, который, может быть, сам впадает в религиозный бред. Также, религия выдает записи, которые были созданы 200, 300 или 500 лет назад. Порой и часто такие записи (на пергаменте) являются всего лишь копиями более ранних своих документов, и мы с точностью не можем сказать даже о том, когда была написана сама Библия, как сборник разных книг различных авторов.
К примеру, на сегодня нет ни одного твердого доказательства, что Израиль, как государство, существовал две тысячи лет назад. Возможно, что речь может идти о союзе каких-то племен или даже маленьких родов на территории сегодняшнего Израиля. Маленькие деревни, лидеры деревенские и разного рода столкновения между населением этих деревень, - вот все, что мы можем понять из тех самых источников про Древние израильские общественные образования. Однако, расписали в Ветхом Завете историю этого народа глобально, как и общение с Яхве, который тогда представлен был еще как не мировой бог, а бог региональный. А также, мы не можем утверждать в строго научном формате, что евреи выходили из Египта и затем целые десятилетия проживали в пустыне.
Библию мы можем отнести к древнееврейскому фольклору, - тут и сказки, и легенды, и остатки гражданского, уголовного, семейного права древнееврейского общества, а также истории народа, проживавшего когда-то в полупустынной местности в маленьких поселках. Однако, чем-либо доказать достоверность фактов, которые были обозначены в Библии, сейчас пока невозможно. Даже «Стена плача» может быть не тем объектом, за который его сегодняшние израильские власти и сионистское духовенство выдают. Наличие фундамента и построек также можно трактовать в любом контексте, - возможно, что сам Иерусалим когда-то был Древнегреческим полисом, так как название этого города имеет греческие корни.
Израильские, или еврейские ученые и философы пишут «научные» труды об истории еврейского народа и государства Израиль. Однако, вопрос: все ими изложенные «факты» какими источниками подтверждаются? Ветхим Заветом и Торой? Но ведь Ветхий Завет и Тора являются только религиозными документами и не могут претендовать на научность. Если это научные труды, то нам наряду с историей про Соломона придется признать и тот факт, что бог уничтожал египетских младенцев, обходя еврейские дома, помеченные кровью. Также, нам, в таком случае, придется признать и многое другое: переход Моисея через море, явления ангелов Лоту и Аврааму, падение стен Иерихона от звука труб, переговоры Моисея с богом на горе Синае, и многие, многие чудеса из этих известных «летописей».
Получается, что дело мы имеем не с историческими фактами, а с верой в чудеса. Логично задаться вопросом, если мы не можем верить в одни «факты», то почему мы должны верить в другие факты, которые поданы в одном и том же издании? Именно поэтому, я заявляю, что дело мы имеем только с древнееврейским фольклором – сказками, легендами и с событиями, которые утрированы и на протяжении столетий много раз переписывались и изменялись. Получается, что речь может идти здесь только о вере, но не об исторической науке.
Более того, о происхождении еврейского этноса мы также ничего достоверно не знаем, и как мне самому кажется, евреи являются не народом и не этносом, а только сообществом, которое поклоняется Яхве. Иудаизм и создал евреев, как сообщество. Предполагаю, что первоначально в это сообщество входили арабы, а затем, когда евреи расселились по всему миру, они стали метисами. Потому, о какой-то единой крови у евреев, в том числе и у левитов, мы говорить серьезно не можем.
А само государство Израиль создано было после Второй Мировой войны при прямом участии государств-союзников, победивших Германию. Основанием же для создания Израильского государства послужили разного рода легенды и сказки о том, что вот там, около Иордана, и жили те самые евреи. Сталин в создании Израиля принимал самое деятельное участие. Это государственное образование, созданное на Палестинских землях искусственным путем, сейчас прикрывается фактом о Холокосте, строит еврейское националистическое государство и ведет прямую агрессивную политику по отношению к своим соседям.
Занимательно здесь же отметить и тот момент интересный, как Христос говорит о том, что он и его Отец едины. То есть, здесь мы понимаем, что само христианство является одним из течений иудаизма, тем более что Христу позволено, как это выходит из Библии, читать свои лекции прямо в Синагоге. Речь во всей этой истории идет, скорее всего, больше о политической борьбе между старым иудаизмом, и адептами нового течения в нем за верховную власть в какой-то маленькой стране.
Кроме того, предполагаю, что первые христиане вообще не знали о том, что они принадлежат к интернациональной религии. Первые секты христиан спорили между собой, враждовали по поводу того, кто из них более правильно понимает суть их религиозного течения, пытались наладить с официальными властями контакты, чтобы иметь своих людей в органах власти, а также они занимались гаданием, магией и ворожбой, впрочем, как и весь тот их окружающий мир…
Кроме того, первые христиане еще не подняли на щит идею о всепрощении. Так, в «откровениях» (15:3) Христос еще равен Моисею, а вместо одного духа святого там «семь духов божиих» (3:1 и 4:5). А убитые святые мужи (мученики) взывают здесь к богу о мести. Вот слова мучеников:
«Доколе, владыка, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (6:10)
Вы видите(?), - речь здесь идет о банальной мести «кровь за кровь». Из Книги откровения мы можем прямо уяснить для себя, что на своем начальном этапе становления первые христиане выступают как секта иудаизма. Вот что говорится в обращениях к семи церквам:
«Я знаю злословие тех, которые говорят о себе, что они иудеи» (то есть не христиане), «а они не таковы, но сборище сатанинское» (2:9)
Этот человек, являющийся одним из первых христиан, автор выше указанных строк, не имел тогда еще представления о том, что он, оказывается, является представителем новой фазы развития такой религии, как иудаизм. Этой новой фазой в развитии иудаизма и стало христианство. А вспомните тот момент, когда перед престолом господним проходят 144000 евреев, по 12000 от каждого из двенадцати колен, и только после них допускаются к престолу господнему язычники, которые присоединились к этой новой, выдающейся фазе иудаизма. Да! Христианство – это есть одно из течений иудаизма, о чем нам чуть ли не прямо во многих местах заявляет сам Новый Завет.
Однако, со временем, видимо, умные и дальновидные вожди христиан поняли тот важный факт, что если они упростят прием в свои ряды всех, кто будет просто только согласен с их мировоззрением, то их секты поднимутся политически и экономически, завоевав при этом расположение власть-имущих слоев разных стран. Упрощенный вариант приема в христиане также вызван был, скорее всего, и тем, что христианские секты уже настолько размножились, что пребывали в различнейших языческих странах.
Иудеям было трудно пробиться в высшие эшелоны власти и заниматься бизнесом среди других народов, если они сохраняли оттенки своей национальной старой религии, - пришлось меняться. Поэтому, вожди христиан, по всей видимости, решили открыто заявить о разрыве со своей колыбелью – иудаизмом, и превратить христианство, которое ранее было только одним из течений иудаизма, в интернациональную религию.
Так, если евреем мог стать только тот, кто рожден от матери-еврейки (а еврей естественно принимает иудаизм), то христианином теперь мог уже стать любой, кто примет очень простой обряд посвящения в христианство. Выгода налицо: интернациональный характер христианской религии открыл для ее адептов большие возможности для политического и экономического завоевания мира.
Так, мы немного отвлеклись, но идем далее…
Нужно обязательно отметить тот интересный момент, что религиозная вера не взаимодействует с такими мыслительными процессами, как сравнение, анализ и синтез. Такая вера поддерживается не соотнесением субъективных представлений с наблюдаемыми природными явлениями, а с внутренней уверенностью в приобщении к какой-либо тайне.
А давайте-ка послушаем самих христиан. Рассмотрим-ка мысли о вере убежденного христианина, который одним из первых выразил концепцию Троицы и положил начало латинской патристике и церковной латыни. Речь идет об одном из выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов, и авторе 40 трактатов - это Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан! И вот, Тертуллиан выразил так само существо религиозной веры, дословно и с переводом это звучит так:
«Credo quia absurdum est» — «Верую, ибо абсурдно».
А вот еще высказывание Тертуллиана: «Et mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile».
В разных вариантах перевода это высказывание предстает пред нами следующим образом:
«И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно».
Или так:
«И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно».
Убежденный христианин Тертуллиан придерживался того мнения, что философии следует ограничиться объяснительной функцией, отказавшись от функции исследовательской. Все же споры по поводу трактовки Библии этот писатель считал бесплодными умствованиями, с чем я с ним, конечно, здесь согласен. Он предпочитал трактовать Библию прямо, то есть буквально, пусть даже такие трактовки были нелогичными.
Интересно Тертуллиан замечал, что если что-то «превосходит способности нашего понимания, то это не говорит о том, что оно само по себе абсурдно, а скорее наоборот, - если некое положение Писания представляется нам абсурдным, это указывает на то, что в нём содержится тайна, которая заслуживает тем большей веры, чем менее она тривиальна».
На примере Татруллиана мы можем ясно понять, что такое религиозная вера. Получается, что религиозная вера - это антинаучные, нелогичные воззрения, сторонники которых живут в мире грез и фантазий, и этот момент сам Татруллиан, как юрист, очень хорошо понимал. Однако, он всецело был на стороне христиан, где и делал свою карьеру.
Есть люди, которым скушен и страшен реальный мир и они стремятся убежать из него в мир грез, в страну чудес. Эта страна чудес, по мнению этих «взрослых детей», населена сказочными существами, там растут плодоносящие деревья, и хранит этот мир добрый и могучий бог, восседающий на своем троне. Рядом с его троном сидят две дюжины старцев, скачут вокруг удивительные звери, у одного из которых семь рогов и семь глаз…
Кстати, «откровения» и другие религиозные учения описывают загробный мир настолько скучно, вводя в него скупые образы того, что, по мнению «пророков», является чем-то особенным. Ну, вот в полупустыне мало было растительности и «пророк» из этой местности создает рай из цветущих садов с плодоносящими деревьями – он так представляет счастье для всех.
Бог на троне, и вокруг него поющие ему хвалу старцы, - это также есть представление о чем-то выдающемся. Здесь, видимо, так «пророк» представлял себе «величие», перенося на небо формы Земной власти. На этом все, фактически. Да, еще молочные реки, высокие золотые стены города, а также молодые гурии, и вокруг свет, свет, и свет. То есть, свое понимание о прекрасном и воплощалось людьми в мифах о рае. Кстати, в языческой религии, например у германцев, убитые в бою мужи, попадают в Вальхаллу – в чертог мертвых.
Что там?
А там…, - рай германских воинов представляет из себя гигантский зал, увешанный щитами на остриях мечей. Воины, обитающие там, каждый день с утра облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать в окружении валькирий. Едят они там мясо, пьют мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль.
И в этом случае, как и с христианским раем, и другими загробными местами из других религий, мы видим все те же земные фантазии о прекрасном. Вернее то, что казалось прекрасным для представителей тех или иных культур. Одним словом, окружающий земной мир переносился древними людьми на небеса, он как бы «копировался» ими. Эти «копии» земного бытия на «небесах» украшались и утрировались, приобретали особый блеск и привлекательность для еще живущих людей. Так что, все фантазии о загробной жизни, которые мы знаем из исторических архивов, являются ни чем иным, но как отражением быта и занятий людей древности. Пусть даже эти «отражения» несколько искривлены, преувеличены или приукрашены.
Что же касается Откровений Иоанна, то объяснить сам смысл предсказаний возможно, и это делали уже философы прошлых столетий с успехом. Почитайте Эвальда, Люкке или Ферденанда Бенари. Рим – это и есть тот город на семи холмах. О звере в откровениях, так вот здесь прошу прочитать:
«семь голов» (зверя) «суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей… из них пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и, когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой и из числа семи и пойдет в погибель»
Зверь?
Зверь, - это римское владычество, представленное здесь семью императорами, из которых, в свою очередь, один был смертельно ранен и более не царствует, но затем исцелится и вернется на «трон», чтобы в качестве восьмого установить царство разврата и святотатства. Ему будет дано:
«И вот этот зверь будет вести войну со святыми и победить их, и поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у агнца… всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание зверя на правую руку их, или на чело их, и никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его 666» (из 13: 7-18)
Что это? А это, своего рода, бойкот, который применялся в отношении тех самых первых христиан римской властью. Вот христиане и объявили все такие действия римлян изобретением темных сил. Однажды царствовал и, был смертельно ранен и исчез, но вернется как восьмой по порядку и будет тем самым антихристом?
Считаем: Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба уже шестой. Если «пять пали, один есть», то Нерон уже пал, а Гальба есть – он правит. Правление Гальбы начинается с 9 июня 68 года и заканчивается 15 января 69 года. Далее, вслед за его восшествием на престол восстали легионы на Рейне, которые вел Авл Виттелий. В других же провинциях бунты военных возглавляли другие полководцы. В Риме же мятеж подняли преторианцы, которые убили Гальбу, и поставили на его место Отона.
Смысл такой…, что Откровение было написано при управлении Гальбы, - в конце его правления или же как максимум до 15 апреля 69 года в царствование Отона – того самого «седьмого». А теперь о восьмом, который называется антихристом.
Рассмотрим число 666.
В те далекие времена (и сейчас, кстати, также, порой) общество было подвержено суевериям, а магией и нумерологией, а также астрологией занимались и христиане, и иудеи также. Так вот, за 300 лет до н.э. древнееврейские буквы начали употребляться в качестве чисел. Например: а – 1, b – 2, и так далее. Это я пример вам привел, чтобы вы всю технику вычислений понимали.
Все эти пророки, а также их сотоварищи и помощники с помощью каббалы подсчитывали сумму цифровых значений букв того или иного имени. И таким образом пытались издавать свои пророчества. Они составляли целые словосочетания, подставляли под буквы цифры, складывали их и пытались таким образом пророчествовать. Это касалось как отдельных людей, так и целых государств и народов. Все это их «искусство» называлось геометрией. Римские власти этих деятелей выгнали из Рима. Тацит их математиками называл, что, конечно, не соответствует смыслу в сегодняшнем понимании этого слова.
И вот с помощью всего этого суеверия и возникло число 666, - за этим числом и скрывалось имя римского императора, которого ждали христиане, как антихриста. А вот видный христианин Ириней знал еще и число 616. Ферденанд Бенари давно уже решил все загадки Откровения. Об этом хорошо написано в таком издании, как «К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви». Да, вы по разному можете относиться к Марксу, и к Энгельсу, но работа по изучению ими суеверий и религии была проделана серьезная, а потому почитайте-ка о том, что написано в указанном мной издании. Итак, читаем:
«Это решение было дано Фердинандом Бенари в Берлине. Имя это — Нерон. Число основано на , Нерон кесарь, то есть на подтверждаемом талмудом и нальмирскими надписями древнееврейском начертании греческих слов Neron Kaisar, император Нерон, — слов, которые в виде надписи значились на нероновских монетах, чеканившихся в восточной половине империи. Именно: н (нун) = 50; р (реш) = 200; в (вав) как о = 6; н (нун) = 50; к (коф) = 100; с (самех) = 60; и р (реш) = 200; в итоге = 666. Если же мы примем за основу латинское начертание Nero Саезаг, то отпадает второе нун — 50, и мы получаем 666—50 = 616, то есть вариант Иринея».
И далее из того же источника: «Действительно, во времена Гальбы всю Римскую империю охватила внезапная смута. Сам Гальба во главе испанских и галльских легионов двинулся на Рим, чтобы свергнуть Нерона; последний бежал и приказал одному вольноотпущеннику, чтобы он его убил. Но против Гальбы были в заговоре не только преторианцы в Риме, по и военачальники в провинциях; повсюду объявлялись новые претенденты на престол, готовившиеся идти со своими легионами на столицу. Империя, казалось, была отдана во власть междоусобной войны, ее распад казался близким. Ко всему этому распространился слух, особенно на Востоке, что Нерон не убит, а только ранен, что он бежал к парфянам и вернется из-за Евфрата с войсками, чтобы начать новое, еще более кровавое и страшное правление. Ахайя и Азия были особенно напуганы этими известиями. И как раз около того времени, когда было, по-видимому, написано Откровение, появился лже-Нерон, который с довольно многочисленными приверженцами обосновался вблизи Патмоса и Малой Азии, на острове Китносе в Эгейском море (на нынешней Термии), пока — еще при Отоне — он не был убит».
И еще прочитаем из этого же источника, так как слишком уж интересные выводы делают здесь исследователи:
«Можно ли удивляться тому, что среди христиан, на которых Нерон предпринял первое серьезное гонение, распространилось мнение, что он вернется как антихрист и что его возвращение и неизбежно связанная с этим еще более настойчивая попытка кровавого истребления новой секты явятся предзнаменованием и прологом второго пришествия Христа, великой победоносной битвы с силами ада, “скорого” установления тысячелетнего царства, уверенность в наступлении которого позволяла мученикам с радостью идти на смерть? Христианская и находившаяся под влиянием христианства литература первых двух столетий дает достаточно указаний на то, что тайна числа 666 была тогда известна многим. Ириней, правда, этой тайны уже не знал, но он, как и многие другие люди, жившие вплоть до конца третьего столетия, знал, что под апокалипсическим зверем подразумевается возвращающийся Нерон. Затем теряется и этот след, и рассматриваемое нами сочинение подвергается фантастическим толкованиям правоверных прорицателей будущего; в детстве я сам знал еще стариков, ожидавших вслед за старым Иоганном Альбрехтом Бенгелем наступлении конца света и страшного суда в 1836 году. Это пророчество сбылось, и именно в тот год. Но только страшный суд свершился не над греховным миром, а над самими благочестивыми толкователями Откровения. Ибо именно в 1836 г. Ф. Бенари дал ключ к числу 666 и тем положил страшный конец всяким пророческим манипуляциям с числами, этой новой gematriahiаh».
Интересно?
А ведь не поспоришь. Вот и все Откровение вот вам, и вот все легенды вам. Люди: одни безумные – они больные и подвержены разного рода галлюцинациям, а другие трусливы и мечтательны. Всем им нужна религия, - одним для того, чтобы в ней спрятаться от агрессивного мира реалий, а другим для того, чтобы возвысится над толпой. Одни имеют цель за счет религии заработать денег, а другие в болезненном бреду мнят себя миссиями. Однако, все, что вы должны знать про религии, это то, что любая религия становится значимой только тогда в обществе, когда ее в своих целях начинают использовать власти той или иной страны. Религия, облаченная в одежды государственные, становится государственной идеологией.
А можно, или правильнее будет сказать так: адепты той или иной религии добиваются от властей своего признания, а затем добиваются и направляющей роли в государственной политике. Так они начинают управлять всем.
Да! Начинается все с безумцев, потом мыслями безумцев увлекается темная толпа, а затем из этой толпы вырастают лидеры, которые в своих интересах трактуют мысли безумцев и организуют темную толпу своих поклонников. Затем же, лидеры, вооруженные отредактированными мыслями первых безумных миссий, добиваются признания властей, доказывают нужность своих религиозных воззрений для блага государства и их элит, и наконец – сами становятся властью. Все просто и в то же время все очень глобально!
Но, все же упорно идем дальше…, и рассмотрим вопрос о «религиозных переживаниях».
Религиозные переживания
Религиозная вера способна вызывать и религиозные переживания: интенсивность и насыщенность таких переживаний, а также их степень зависят от склада личности, к способности индивида к фантазиям и воображению. У одних верующих такие переживания скудны, у других же религиозные переживания можно сравнить с теми же эмоциями, какие возникают у многих людей при взаимодействии их с поэзией, музыкой или живописью. А вот у третьих проявляется чувственное видение сверхъестественного. Вот что пишет писательница и философ Карен Армстронг о себе:
«Во время молитвы я отчаянно заставляла себя сосредоточить все мысли на встрече с Богом, но он либо оставался суровым надсмотрщиком, бдительно следящим за любыми нарушением устава, либо — что было еще мучительнее,— вообще ускользал. Я с горечью признавалась себе, что даже те редкие религиозные переживания, которые у меня возникали, вполне могли быть плодом моей собственной фантазии, следствием жгучего желания их испытать».
А вот еще от Карен Армстронг:
«Я ни разу не ощущала тех проблесков Божьего присутствия, о каких рассказывали мистики и пророки. Иисус Христос, о Ком мы говорили намного чаще, чем собственно о Боге, казался фигурой чисто исторической, неотделимой от эпохи поздней античности. Хуже того, некоторые церковные доктрины вызывали у меня все больше сомнений. Как можно удостовериться, например, что Иисус был Вочеловечением Бога? Что вообще означает эта идея? А доктрина Троицы? Действительно ли эта сложная – и чрезвычайно противоречивая – концепция содержится в Новом Завете? Быть может, подобно многим другим богословским построениям, Троица просто выдумана духовенством спустя столетия после казни Иисуса в Иерусалиме? В конце концов, хоть и не без сожаления, я отошла от религиозной жизни, и этот шаг сразу освободил меня от бремени неудач и чувства неполноценности. Я ощущала, как слабеет мое верование в Бога. По правде сказать, Он так и не оставил в моей жизни значительного следа, хотя я всеми силами к этому стремилась. И я не испытывала ни чувства вины, ни сожалений – Бог стал слишком далеким, чтобы казаться чем-то реальным. Интерес к самой религии у меня, впрочем, сохранился. Я подготовила целый ряд телепередач, посвященных ранней истории христианства и религиозным переживаниям».
Здесь мы видим, как Карен Армстронг иногда охватывают переживания по поводу ее религиозных фантазий. Также мы можем понять, что писательница, воспитанная в католических традициях, опасается гнева божьего. А затем, когда Армстронг понимает тот факт, что бог никак не реагирует на ее переживания, а также молчит по поводу ее сомнений в нем, - у нее наступает осознание того, что все, что происходит в ее мыслях и отражается на ее эмоциональном состоянии, вызвано только фантазиями. Это называется, что человек справился с «религиозной болезнью», победив ее с помощью разума.
Обозначим здесь и компоненты, присущие религиозному переживанию. Однако, сделаю здесь сноску о том, что все ниже указанные состояния являются производными психики человека и не являются чем-либо сверхъестественным. Рассмотрим компоненты:
• Видение: «внутреннее зрение разума», связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями, которое часто принимается как «откровение» из другого мира;
• Прозрение: внезапное просветление мысли; проникновение в сущность чего-либо, предвидение;
• Озарение: внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-нибудь;
• Благоговение: внезапное чувство подавленности, связанное с красотой, величественностью необычного природного или искусственного объекта или того, что воспринимается как сверхъестественное;
• Экстаз: исступление или восторг. Это высшая, близкая к бреду степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации;
• Страх: безотчетный, безрассудный и непреодолимый метафизический страх, тоска. «Страх Божий, благочестие как боязнь греха», - так подаются в религиях это состояние.
Религиозное поведение
Теперь, в разделе данной статьи, попытаемся понять, что из себя может представлять «религиозное поведение». Над данным вопросом работали многие психологи и психиатры, как в России, так и за рубежом. Начнем разбирать данный вопрос с мыслей американского психолога, разработчика теории черт личности и шкалы описания поведенческого компонента предубеждений Гордона Уилларда Олпорта. Гордон Уиллард Олпорт религиозное поведение делит на два типа.
Первый тип такого поведения, по мнению психолога, характеризуется сугубо формальным отношением к религии. Этому типу поведения характерны посещения религиозных культовых сооружений, участие в деятельности религиозных общин и внешняя «набожность». Люди «первого типа» чувствуют потребность выразить себя через лояльность к определенному религиозному культу, приобрести с помощью его вес в обществе и респектабельность.
Второй тип религиозного поведения свойственен людям, для которых важна религия, как элемент, представляющий для них самостоятельную внутреннюю ценность. Люди второго типа реализуются в религии по средством эмоционального состояния: это духовные потребности в любви, равенстве и братстве, сострадании.
Также отмечу тот важнейший момент, что религиозное поведение индивидуума обусловлено тем культом, который им исповедуется. Определим, кстати, что такое религиозный культ.
Религиозный культ – это совокупность определенных действий, обрядов и ритуалов, которые обусловлены верой в сверхъестественное, и регламентированных вероучением. Такие действия, ритуалы и обряды, по мнению верующих, обеспечивают прямую и обратную связь с объектами поклонения, выраженными в духах, божествах, богах, святых и других элементах.
Обозначим здесь самые важные элементы религиозного культа:
• Богослужение. Сюда входит совершение служителями культа религиозных церемоний и обрядовых действий;
• Молитва. Это установленный культовой организацией текст, произносимый при обращении к богу или к святым;
• Медитация. Имеется в виду здесь интенсивное размышление, погружение умом в предмет, идею, которое достигается путем сосредоточения на определенном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание. А также, имеется в виду приведение себя в измененное состояние сознания. Это достигается с помощью наркотических средств или с помощью специальных упражнений, направленных на создание сенсорной депривации. Поступление сигналов внешнего мира, таких как звук или свет, в головной мозг блокируется или направленно сужается. Сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связывают его с внешним миром;
• Исповедь. Понимать нужно как особый обряд, при котором верующие рассказывают служителю религиозного культа о фактах своей жизни, соотносимых культом к «греху» (к запретному в религиозном культе деянию или бездействию). Верующие здесь получают от служителя религиозного культа всепрощение от имени верховного божества;
• Пост. Это время усиленного молитвенного обращения к высшему сверхъестественному существу и воздержания от пищи животного происхождения. Посты бывают однодневные и многодневные. Так, в православной интерпретации Великий пост, проводящийся в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, — проходит в 7 недель перед праздником Пасхой. В течение указанного поста христианская церковь предписывает верующим воздержание от скоромной пищи, а также запрещает участие в увеселениях, вступление в брак, и требует от верующих ряда других ограничений;
• Жертвоприношение. Это одна из форм религиозного культа, при которой приносятся верующими дары божеству. Дары обладают реальной или символической ценностью для жертвующего: заклание животных или людей. Смысл жертвоприношения в том, чтобы установить или укрепить связи общины или отдельного индивидуума с божеством, а также в искуплении грехов, очищении от скверны, выражении покорности, благодарности и умилостивлении сверхъестественного существа;
К особым формам религиозного поведения мы можем отнести:
• Аскетизм. Это ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли или одиночества. Целью аскетизма является достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» как в йоге, а в христианстве - это соучастие в «страданиях» Христа. Крайней формой аскетизма выступает самооскопление;
• Странничество. Здесь имеется в виду скитанье по святым местам, тунеядное странничество под предлогом богомолья, а также бродяжничество, обусловленное верой в настоящее царенье антихриста и убеждением в том, что всякое повиновение власти является смертным грехом;
• Паломничество. Это путешествия в значимые для религиозного культа места. Верующие убеждены в том, что молитва более действенна в определенных местах, имеющих то или иное отношение к сверхъестественному существу;
• Юродство. Здесь имеется в виду симуляция психического расстройства с определенными целями. «Юродивые» добровольно отказывались от удобств и благ жизни, от общения с родственниками и принимали вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе соблазнительные действия. Все свои действия «юродствующие» посвящали определенному сверхъестественному существу;
Парарелигиозные проявления
Рассмотрим такое понятие, как «Суеверие». Слово «суеверие» происходит от древнеславянского слова всуе — «бесполезно», «напрасно», «попусту». Данное понятие используется широко в Православной церкви. Например, Православная церковь словом «суеверие» обозначает любое учение о сверхъестественном, которое противоречит установленным догмам самой Православной церкви. Также, слово «суеверие» используется и светским обществом для обозначения ложных, антинаучных взглядов.
Суеверие признает за реальность существование «магических сил», которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей, домашних животных, а также определяют явления природы: погоду, рост, рождение, смерть. Источником суеверия являются древние верования, сохранившиеся в памяти народов, а проявляется суеверие в ношении амулетов, татуировках, приверженности к приметам и так далее. Рассмотрим элементы суеверия, носящие на себе отпечаток древних верований:
• Анимизм. Религиозное представление о независимом существовании духа, души у человека, животного, растения, а в первобытных религиях — у каждой вещи.
Ученые определяют «анимизм» как веру в духовный мир, - нематериальное начало. Первобытные люди, наблюдая за явлениями природы, одушевляли эти природные явления и приписывали им определенные качества. Затем, люди начинают воспринимать духов природы в качестве разумных существ, управляющих их жизнью. Гнев духов природы задабривается дарами и жертвоприношениями. Здесь присутствует и вера в посмертный мир, в который отправляется душа умершего человека, - там же существуют и различные сверхъестественные сущности.
• Тотемизм. Определение тотемизма строится на вере в связь между человеком, племенем или родом и конкретным животным или растением. Это животное или растение именовалось тотемом. Люди верят, что тотем покровительствует им и оберегает их от разного рода угроз. По мнению ученых, первобытный человек стал обожествлять животный и растительный мир, и потому что весь уклад жизни был связан именно с ним. Примерами тотемизма могут служить верования древних египтян, индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии и населения центральной части Африки. Например, вуду является языческой религией, основанной на тотемизме и поклонении деревьям и духам природы. Избранному покровителю (животному или растению) приносят дары, совершают религиозные служения и просят о милости или защите. В тотемизме наличествуют табу, которое является запретом совершать те или иные действия. Табу было связано с определенными запретами: убивать тотемных животных, поедать мясо тотема, убивать соплеменников, демонстрировать чужим племенам свою принадлежность к тотему.
• Фетишизм. Это поклонение материальным предметам, а то есть «фетишам», которым приписываются сверхъестественные свойства.
Магия
Перейдем к рассмотрению такого понятия, как «магия». Дадим определение. Магия - это совокупность обрядов, связанных с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей и природу. Такие обряды совершаются обычно посвященными. Синонимами магии являются: чародейство, волшебство и колдовство. Выделяются исследователями в этой области различные обозначения магии: черная, белая, звездная, древнеегипетская, синяя, красная, серая и так далее.
Британский религовед, антрополог и этнолог Джеймс Джордж Фрэзер в своей книге «Золотая ветвь» рассматривает магию как форму, предшествующую религии. Так, Джеймс Джордж Фрэзер, проводя сравнительный анализ, отмечал:
«Магия часто имеет дело с духами… с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обращается с неодушевленными силами. Вместо того, чтобы подобно религии, умилостивлять и умиротворять духов, она их принуждает и заставляет. Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых, тем не менее, может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар... Радикальной противоположностью магии и религии объясняется та непреклонная враждебность, с которой священнослужители относились к колдунам. Священника не могла не возмущать высокомерная самонадеянность колдуна, его надменность в отношении к высшим силам, бесстыдное притязание на обладание равной с ним властью».
Джеймс Джордж Фрэзер высказал мнение, что в ходе эволюции люди разочаровались в магии, так как ее обряды и заклинания не приносили результатов, на которые они были рассчитаны. Однако, как мы видим, что к магическим обрядам люди обращаются в те или иные исторические моменты, когда в обществе наступает материальный или духовный кризис. То же самое мы можем сказать и об отдельно взятом человеке, который переживает трудные для себя времена. Человек, или целое общество, попав в духовный тупик, или в сложную материальную ситуацию, и не находя выхода из такой ситуации, ищут помощи в сверхъестественном, в том числе и в магии.
Так, британский антрополог, основатель функционализма в антропологии и социологии Бронислав Малиновский говорил, что «сохранность магических представлений вплоть до настоящего времени связаны с тупиковыми моментами в жизнедеятельности человека, когда ему уже не могут помочь ни знания, ни прошлый опыт, ни технические навыки… В эти моменты сильное эмоциональное переживание, нашедшее выход в потоке слов, образов и действий, оставляет после себя глубокое убеждение, что проклятия и жесты погубили врага, что любовная мольба и нежные объятия не остались без ответа… что затраченные усилия не могли не оказать положительного влияния на предмет желания».
Кстати, разумеется, что, так скажем, магические воздействия являются всего лишь надувательством, когда «маг» использует к подопытному какие – либо приемы, связанные с воздействием на психику человека. Так, к примеру, известны опыты, при которых подавали стакан воды подопытному, и говорили ему, что в стакане коньяк. Подопытный выпивал стакан воды и пьянел. Так его организм, его сознание реагировало на «обман». Это грубый пример, но на этом примере показана вся примерная конструкция воздействия мага на психику людей. Страх, депрессия, а также многие связанные с этими понятиями человеческие «слабости», маг использует в своих целях.
К тому же, здесь необходимо понять тот важный момент, что воздействие на «объект» возможно только при косвенном или прямом контакте с манипулятором. Если вы не знаете манипулятора, а также он с вами не связан через других людей и по средствам каких-либо физических связей, то воздействовать на вас манипулятор (маг) не в состоянии. Манипуляция всегда идет или прямо при контакте мага и объекта манипуляции, или с помощью каких либо других физических связей.
Получается, что если маг не может манипулировать вами на расстоянии (он знает вас в лицо, знает ваше имя и так далее, а вы его не знаете и не видели никогда – пример), то манипуляция по отношению к вам невозможна, что говорит о магии, как о прямом обмане.
Феноменология мистического переживания
Этот раздел статьи я начну с такого крупного имени в психологии, как Уильям Джеймс. Речь идет об американском философе и психологе, основателе и ведущем представителе прагматизма и функционализма. Кстати, часто авторы университетских пособий и научных работ называют Уильяма Джеймса отцом современной психологии.
Джеймс, используя материал исторических свидетельств, личных писем и разного рода дневников, установил четыре критерия мистических переживаний. Это неизреченность, интуитивность, кратковременность и бездеятельность воли. Подробнее:
1).Неизреченность. Невозможность в полной мере выразить словами сущность переживания.
2). Интуитивность. Недоступное для здравого, трезвого рассудка проникновение в глубины «истины», выражающееся откровениями, моментами внутреннего просветления, неизмеримо важными для тех, кто его пережил.
3). Кратковременность. Накладывает временные ограничения на мистическое переживание — от получаса до двух часов.
4). Бездеятельность воли. Здесь подчеркивается произвольность погружения в мистическое состояние с помощью сосредоточения внимания, ритмических телодвижений и так далее. Но, по мере продвижения произвольность волевых актов утрачивается, воля ощущается парализованной, что роднит эти состояния с медиумическим трансом.
Джеймс указывает на сходство мистического состояния с состоянием измененного сознания вследствие наркотического опьянения эфиром или окисью азота, и утверждает, что в отличие от них мистические переживания всегда оставляют воспоминания об их сущности и ощущение их важности. А вот философ культуры, религиовед, историк религий, этнограф и писатель Мирча Элиаде, соглашаясь с отмеченными элементами, выдвинутыми Джеймсом, придает здесь особую роль свету.
Так, Мирча Элиаде в своей работе «Опыты мистического света» выделяет такие типы переживаний, как:
- разрушительный, ослепляющий свет, примером которого может быть опыт Павла по дороге в Дамаск (Деян. 9:3—7);
- интенсивный, сверхъестественный свет, озаряющий материю до самых глубин, но не разрушающий ее;
- внутренний свет, ощущаемый во всем теле с чувством вознесения ввысь.
А теперь назову такое имя, как Маслоу Абрахам Харольд. Это американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Абрахам Маслоу является одним из основателей гуманистической психологии: известна приписываемая Маслоу «Пирамида Маслоу» — это диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Модель иерархии потребностей Маслоу нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации, а также поведения потребителей.
Так вот, Абрахам Маслоу установил, что мистическое переживание не является абсолютно изолированным феноменом, но имеет аналоги и в обычной психической жизни, не связанной с религией. Маслоу интересовали переживания, причиной которых были влюбленность, услышанная музыка, прочитанная книга, картина, или мгновения творчества. Исследователь провел 80 бесед с респондентами и изучил 190 письменных работ, - все это помогло описать «идеальный» композитный синдром. Общие во всех ответах моменты «высшего счастья и свершения» автор назвал «пиковыми» переживаниями, которым свойственно:
- восприятие объекта целым, завершенным, в отрыве от его связей, назначений, возможной полезности;
- абсолютное сосредоточение внимания на объекте с восприятием мельчайших деталей и отсутствием сепарации значимых и незначимых его компонентов;
- нарушение ориентировки с утратой ощущения протяженности времени;
- положительный эмоциональный фон с признаками удивления, благоговения, смирения и подчинения.
И таким образом было установлено ученым, что, как для пиковых переживаний, так и для религиозных мистических состояний, общим являются неболезненные «измененные состояния сознания», содержащие по Карлю Ясперсу, «множество модусов, общим фактором которых является отклонение от нормальной ясности, континуальности и связи с «Я».
Если дать определение «религиозному сознанию», то я бы, лично, его определил, как особую иллюзию, в которой отражены бытовые факты из жизни человечества и его профессиональных занятий. Такие «отражения» утрированы в фантазии больного, искажены и часто не имеют в основе своей причинно-следственной связи.
Больной находится в постоянном переосмыслении событий, которые ему навязаны религией. Он живет в фантастическом мире, часть которого выдумана «пророками» и часто не имеет ничего общего с историческими событиями. Такой мир в сознании больного преображается, порой, до неузнаваемости, и в него водятся все новые элементы. В конце концов, каждый индивидуум совершенно по-своему представляет то или иное божество – общие элементы в образе богов существуют только в рассказах, картинах и записях, подаваемых верующим служителями тех или иных религиозных культов или суеверий.
Можно выделить особенности религиозного сознания:
- контроль религиозных организаций над психикой и сознанием верующих, а также их поведением;
- продуманная система идеологических и психологических установок и механизмов их внедрения в сознание верующих.
Это главные пункты. Религиозную веру можно определить, как слепое принятие религиозных догматов, текстов, представлений в существование существ, свойств или превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов. Также, верующий пытается в своем сознании поддерживать тесную связь с кажущимися ему объективными существами, «воздействия на них» и «получая от них помощь».
«Доказательствами веры» (а некоторые верующие все таки пытаются оправдать перед атеистами свое поведение) являются религиозные авторитеты – это святые, пророки, религиозные харизматики, церковные иерархи, служителей культа и другие. Их авторитет у верующих высок и все их высказывания принимаются верующими за истину. Заявления «духовных пастырей» по поводу исторических событий, пусть даже подтвержденных косвенно, увеличивают степень веры в сверхъестественное.
Так, любые данные, пусть они и не подтверждены официально исторической наукой и имеют достаточно спорные источники, в сознании верующего вызывают эмоциональные вспышки, и убеждают его в правильности выбранного им духовного пути. Нашли ли археологи фундамент давно разрушенного здания в местах, где по данным религиозных книг проходила жизнь мессий или пророков, или же найдены какие-либо одеяния того времени, все это трактуется как факт, доказывающий религиозные воззрения верующего. Факты же, которые опровергают что-то из жизни пророков и событий книг, принадлежащих тем или иным культам, игнорируются больными людьми, или же вызывают яркую неприязнь, переходящую в истерию.
Также, нужно сказать о структуре религиозного сознания. Здесь речь идет о религиозной идеологии и религиозной психологии.
Идеология религий, а то есть их структуру, цели и задачи, вбирающие в себя понятия, идеи и концепции, разрабатывается самими религиозными организациями. Нет, не умершие пророки развивают свои учения. Умершие пророки подавали мысль о учении, а развитие любой культ получал уже из трудов последователей тех или иных учений. Посмотрите на учение Христа, а затем взгляните на записи Павла, пророчества из Откровения, книги от Матфея, а также многие другие записи, которые, порой, так видоизменили первоначальное учение Христа, что от него мало что осталось (здесь мы условно вводим то предположение, что Христос существовал в реальности).
Верующий человек часто и не может во всех схемах культа разобраться и здесь ему на помощь приходят работники культа, которые в своих интересах трактуют любое святое писание, согласно историческому моменту и экономической формации. Так, если Христос говорил о том, что копить богатств на Земле является делом бесполезным и даже вредным, то уже католические и православные священники оставляли за собой право владеть материальными благами, также оправдывали такое право и для феодалов.
А вот протестанты уже, как идеологи городского общества, связанного с производством и реализацией товара, утверждают о необходимости труда для накопления материальных благ всеми членами общества. Идеология культов также меняется под натиском истории, в которой на смену одним экономическим формам приходят другие формы. На этом и выстраивается религиозная идеология, принимающая систему взглядов, выраженных в учениях и фиксирующая основы религиозного мировоззрения.
Религиозную же психологию я определю, как совокупность представлений о сверхъестественном. Такие представления порождают потребности, установки, стереотипы, привычки и традиции.
Но, пора заканчивать статью, целью которой было немного хотя бы показать тебе, читатель, некоторые моменты, на которые ты можешь обратить свое внимание. Фамилии и имена ученых, немного интересных данных из истории религии, логические выкладки по поводу известного культа, а также исследования психиатров – всего этого еще как достаточно, чтобы заинтересовавшимся читателям начать свое расследование в этой интересной области.
P.S.: На прощание, предлагаю всем подумать: а не повернуться ли вам к здравому смыслу? Может быть вам повернуться лицом к самому человеку, как к покорителю космического пространства и исследователю новых форм жизни, а не быть стадом, которое пасут не очень заинтересованные в вашем благополучии пастухи?
АВТОР: Лев Трапезников
Источник:
Комментарии (0)