Первые специальные учебные учреждения исключительно для женщин в России были открыты во время правления императрицы Марии Фёдоровны. В них царили довольно суровые порядки и правила, вплоть до того, что девушкам не разрешали видеться с родными до окончания обучения.
Новости и факты знакомит читателя со строгим процессом обучения кисейных барышень, жестоко наказываемых за малейшую провинность.
Картина Михаила Петрова «Пансионерки», 1872 год.
Чему обучали гимназисток
В гимназию девочки поступали в возрасте восьми-девяти лет, и с этого момента начиналось их обучение наукам и этикету. Существовал ряд обязательных и необязательных дисциплин. В первую группу входили обучение словесности, изучение литературы и Закона Божьего, геометрия, математика, география, физика. Необязательным было изучение немецкого и французского языков, а также танцы, музыка, пение и рисование. Однако большинство гимназисток всё-таки брали необязательные предметы, ведь в то время ценились девушки, умеющие красиво танцевать и петь.
Некоторая часть уроков отводилась тому, что девушек учили вести домашнее хозяйство и самостоятельно ухаживать за собой. Кроме того, девушки ежедневно по утрам занимались гимнастикой, а по вечерам — рукоделием под надсмотром наставниц.
Поведение гимназисток
Барышень обучали изящным манерам, этикету и правильной речи. Однако это не мешало им время от времени устраивать проказы и не слушаться учителей. За любое нарушение дисциплины девушек наказывали, например, ставили у доски до окончания урока или велели стоять в столовой во время обеда, или же заставляли стоять несколько часов на коленях на рассыпанных по полу еловых шишках. Частых возмутительниц спокойствия называли мовешками (от французского «mauvaise», что переводится как «дурная»). Попасть в их число можно было за малейшую провинность, к примеру, за незаправленную постель в общей спальне или за выбившийся локон из причёски.
Тех же девушек, что прилежно учились, изящно двигались, делали реверансы и соблюдали все правила, называли парфетками («совершенство» по-французски). Но многие девушки бунтовали против правил гимназии абсолютно сознательно, поскольку считалось, что мовешки намного интереснее, чем парфетки.
Распорядок дня
Гимназистки, независимо от возраста, поднимались в шесть утра и шли умываться ледяной водой. Температура в общих спальнях поддерживалась на определённом уровне, она была довольно низкой, что считалось полезным для здоровья. После умывания и скудного завтрака была гимнастика, а после неё начинались восемь уроков, длящихся до самого вечера. Занятия прерывались на обед и ужин, которые не отличались особым разнообразием, изо дня в день девушкам давали одно и то же, уменьшая порции по средам и пятницам, а также во время постов.
Свободного времени у учениц гимназий было катастрофически мало, и в основном они тратили его на чтение книг или общение друг с другом. По ночам в спальнях был введён строгий запрет на разговоры, но часто ученицы не сдерживались и шёпотом рассказывали друг другу страшные истории об отрубленных руках, чёрных рыцарях и белых дамах.
Что было с воспитанницами после выпуска из гимназий
С приближением выпуска из гимназии все гимназистки задумывались о своём будущем. Многие из них хотели бы продолжить обучение наукам и получить высшее образование, чтобы обрести профессию. Но доступ к высшему образованию девушки смогли получить только в начале двадцатого века, когда были учреждены высшие учебные заведения для женщин.
А до этой поры девушки выпускались из гимназий совершенно не приспособленными к жизни. Во время обучения гимназисток ограждали от внешнего мира, им даже запрещалось видеться с родителями до выпускного вечера. Поэтому, оказавшись в новом и неизведанном мире, девушки часто терялись и могли вспомнить лишь о том, как нужно кокетничать с мужчинами. Некоторые бывшие гимназистки успешно выходили замуж, другие же долго не могли найти своё место в жизни.
Но были среди выпускниц и женщины, сумевшие добиться признания. Например, выпускница Смольного института благородных девиц Прасковья Гагарина стала первой женщиной-воздухоплавательницей в России, а гимназистка баронесса де Боде в 1917 возглавила отряд юнкеров. Ещё одна девушка из этой же гимназии, Ксения Эрдели, завоевала славу очень талантливой арфистки.
published on
Запись
Комментарии (0)