Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Какие страшилки о железной дороге придумывали в XIX веке, и что из этого было близко к реальности



 

В глазах человека первой половины XIX столетия паровозы и поезда представляли собой нечто пугающее, даже инфернальное. Отсылок к загробному миру хватало – паровоз, исторгающий из себя черный дым и требующий все больше топлива для прожорливой раскаленной «пасти», людей неискушенных приводил в ужас. А впрочем, и образованные, включая и чиновников министерства, в рамках критики проекта железной дороги приводили довольно странные – по сегодняшним меркам – аргументы.

Что будет, если двигаться с огромной скоростью – 40 километров в час?


В тридцатые годы позапрошлого века, когда в европейских гостиных шло обсуждение нового вида транспорта, наблюдалось деление всех вовлеченных на два лагеря. Одни признавали, что изобретение железной дороги – это очередное проявление человеческого гения и перспективный путь экономического развития, да и культурной жизни тоже. Другие к инициативе опутать страны рельсами и пустить по ним тяжелые огнедышащие машины отнеслись настороженно.

 



Железная дорога когда-то сильно изменила пейзаж - к этому нужно было привыкнуть. Источник: pinterest.com


 

Как это вообще может быть – двигаться со скоростью выше сорока километров в час – еще относительно недавно люди себе и не представляли. Находились и те, кто вообще отрицал способность человеческого организма приспособиться к настолько «быстрому» перемещению в пространстве. Королевские врачи Баварии пришли к выводу, что движение в скоростном экипаже, вероятнее всего, будет приводить к заболеваниям мозга, вызывать «буйное помешательство».

Нахождение вне состава, по версии докторов, от неприятной болезни бы не спасло – подобная опасность грозила бы и тем, кто просто наблюдал бы со стороны картину «мчащейся паровой машины». Англичане вторили: дым из трубы паровоза будет отравлять воздух вокруг железной дороги, убивать пролетающих неподалеку птиц. Куры вблизи путей не будут нестись, скот – пастись, окрестные деревни будут вымирать (если вообще не сгорят по вине печей паровозов), гостиницы и придорожные трактиры разорятся, как только обычную дорогу дополнит или заменит железная.


Невыгодно, опасно и просто вредно?


Доходило до того, что на станции впереди поезда в Англии порой приходилось идти специальному человеку, с хорошими физическими данными – он занимался тем, что охранял паровоз от критически настроенных местных граждан. Но худо-бедно в Европе железные дороги прижились, и путешествующие по западным странам русские аристократы и чиновники не могли не отмечать, что поезда становятся частью новой реальности. Оставался вопрос, как эту практику перенести в Российскую империю и надо ли это делать вообще – с учетом всех ее уникальных особенностей.


Европа на развитие железных дорог реагировала в том числе карикатурами


 

Активным сторонником прогресса стал император Николай I – это в итоге и определило судьбу этой инновации, поскольку среди тех, кто был вовлечен в разработку проекта по строительству железной дороги, скептиков было немало – и вовсе не тех, кто боялся мифических «болезней мозга». Наркиз Тарасенко-Отрешков, литератор и экономист, член нескольких научных обществ, считал, что из-за климата использовать железные дороги в России можно будет максимум полгода; что проложить пути на такие огромные расстояния – задача нереализуемая; бесполезны поезда и для перевозки войск – невыгодны ни по времени, ни по издержкам.

Министр финансов, граф Егор Канкрин, тоже видел в перспективе одни убытки. Объемы перевозки грузов по суше не увеличились бы, они были по силам и гужевому транспорту. А с основным, водным путем сообщения железная дорога никогда не смогла бы соперничать. Получалось, что отобрать у крестьян возможность заниматься извозом означало просто-напросто лишить их заработка и средств к существованию.


Начало железнодорожной истории России


Министр выражал и другие опасения: что использование в поездах паровой машины приведет к уничтожению лесов (кстати, первый паровоз Черепановых, работавший на дровах, а не на угле, действительно с точки зрения расхода дерева оказался крайне неэкономичен), и что поставка из-за границы чугуна в требуемых масштабах парализует и обескровит отечественную металлургию.


Так выглядел первый в России тип паровоза - паровоз Черепановых - и железнодорожная станция.


 

Противников идеи появления железнодорожного транспорта в России было больше, чем ее сторонников.
«Пусть в Англии и прижилось это нововведение, но отечественные реалии другие». Слишком холодно, слишком накладно, слишком велики расстояния – это из рациональных возражений, не связывающих, по крайней мере, разогнавшийся паровоз с некой картиной из преисподней, в которой колеса состава «крутят черти» – так поначалу объясняли движение уже появившихся в России первых поездов неискушенные обыватели.


К концу XIX века железнодорожный транспорт был очень востребован и прежних страхов не вызывал. Источник: commons.wikimedia.org


 

Сопротивление консерваторов Николай I таки преодолел и проект довел до реализации. «Пробная» железная дорога соединила Санкт-Петербург и Царское Село в 1837 году, а спустя пять лет был подписан указ о начале строительства нового пути, которому было суждено «сблизить» Москву и Петербург. Николаевская (поначалу – Санкт-Петербурго-Московская) железная дорога была открыта в 1851 году, стоило ее сооружение дорого: каждая верста обошлась примерно в две человеческие жизни, так «оплачивались» тяжелые условия работы и антисанитария.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:






Источник: Какие страшилки о железной дороге придумывали в XIX веке, и что из этого было близко к реальности
Автор:
Теги: г. Москва [1405113] г. Санкт-Петербург [1414662]

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Зачем женщины в двадцатом веке продолжали ходить в перчатках даже в жару
Зачем женщины в двадцатом веке продолжали ходить в перчатках даже в жару
7
Человек познаёт мир 21:15 14 авг 2024
9 «предсказаний» Жюля Верна, которые сбылись в XX веке
9 «предсказаний» Жюля Верна, которые сбылись в XX веке
2
Человек познаёт мир 17:30 16 июл 2023
Не принимайте близко к сердцу слова, сказанные в пылу ссоры
Не принимайте близко к сердцу слова, сказанные в пылу ссоры
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 01:14 20 июл 2024
В какие правила сегодня не нужно верить?
В какие правила сегодня не нужно верить?
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 22:29 28 авг 2024
В Испании начались забастовки на железной дороге
В Испании начались забастовки на железной дороге
0
Интересный мир 23:45 10 июн 2016
В Испании вероятны забастовки на железной дороге
В Испании вероятны забастовки на железной дороге
0
Интересный мир 10:15 02 июн 2016
Для чего в XIX веке на пляжах ездили коляски, похожие на туалетные кабинки
Для чего в XIX веке на пляжах ездили коляски, похожие на туалетные кабинки
4
Человек познаёт мир 09:30 10 мар 2024
Тренды: какие люди сейчас в моде, а какие считаются устаревшими?
Тренды: какие люди сейчас в моде, а какие считаются устаревшими?
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:28 30 авг 2024
«Рисовалка» для очков виртуальной реальности вышла на Kickstarter
«Рисовалка» для очков виртуальной реальности вышла на Kickstarter
0
Новости высоких технологий 18:30 03 окт 2016
Какие русские имена запрещено было давать дворянам
Какие русские имена запрещено было давать дворянам
46
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 01:43 13 апр 2021
Женские имена: какими называли крестьянок, а какие из них — дворянские
Женские имена: какими называли крестьянок, а какие из них — дворянские
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:33 19 фев 2023
Этого никто не сделает за тебя: 21 вещь, о которой нужно успеть рассказать дочери.
Этого никто не сделает за тебя: 21 вещь, о которой нужно успеть рассказать дочери.
22
Женский развлекательный и поучительный сайт. 16:12 13 авг 2020

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства