Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Какие опасности поджидали советских граждан на чёрном рынке автомобилей



В привычном современному человеку значении никакого рынка автомобилей в СССР не существовало. Продажа автомобилей хоть первичная, хоть вторичная осуществлялась гражданами строго при посредничестве государства. Совсем другое дело подпольный черный рынок, цены на котором могли отличаться от государственных на сотни и тысячи рублей. При этом нужно ли говорить, что сделки «за магазином» были откровенно небезопасны для советских граждан. Причем сразу по нескольким причинам.

1. Как работал «белый» вторичный рынок автомобилей?



Продажа авто была делом непростым. /Фото: drive2.ru.


 

С 1961 года в Советском Союзе было два способа продать подержанный автомобиль и оба они подразумевали непосредственно участие государства в процессе. Более того, государство не только помогало осуществить сделку, но устанавливало фиксированную цену на транспортное средство. При этом главная «проблема» для продавца и покупателя заключалась в получении счет-справки для ГАИ, без которой автомобиль было невозможно поставить на учет после перепродажи. И как несложно догадаться, выдавались такие справки только государственными магазинами, выступавшими посредниками в процессе реализации подержанных авто.


Способов было два. /Фото: zr.ru.



Реализовать машину на вторичном рынке можно было двумя способами. Первый, сдать транспортное средство в так называемую «обезличку». В этом случае гражданин имел право сам установить цену. Однако, если машина не уходила в новые руки спустя определенное время, то цену корректировал уже магазин. Само собой, цена, устанавливаемая гражданином, не могла быть выше той, что на подобные авто устанавливало советское государство. Более того, любая попытка продать автомобиль дороже в рамках советского законодательства считалась «спекуляцией» – уголовным преступлением.


Черный рынок был обречен на появление. /Фото: drom.ru.


 

Стоит отметить, что «обезличка» большой популярностью не пользовалась. Чаще всего в неё сдавали только машины в высокой степени износа. Большинство же граждан предпочитало продавать машину напрямую через магазин. Для этого сначала нужно было найти покупателя. Затем оба на автомобиле отправлялись в государственный магазин, где транспортное средство осматривал оценщик. Последний устанавливал цены для покупателя и продавца. Для покупателя цена была выше, для продавца – ниже. Разницу между ценниками («дельту») государство забирало себе. Вдобавок к этому продавец автомобиля должен был еще и налог в 7% оплатить с полученной суммы. Причем деньги продавец получал в магазине-посреднике не сразу, а только спустя несколько суток.

2. Как работал «чёрный» вторичный рынок?



Сделки проводились только при посредничестве государства. /Фото: drive2.ru.


 

Если разобраться, то система продажи вторичных авто в СССР не была хоть сколь-нибудь сложной. Однако, нужно ли говорить, что невозможность устанавливать «нормальные» цены, существование «дельты», да еще и злосчастный 7% сбор подталкивали граждан к коррупционным схемам. Таким образом появление черного рынка вторичных автомобилей было в Советском Союзе вопросом времени…

Как мы уже выяснили, просто так продать машину из рук в руки было физически невозможно. Новому хозяину требовалось получить счет-справку для ГАИ, а её выдать мог только магазин. Поэтому договорились о реальной цене, граждане отправлялись в магазин. Оценщику давали взятку для того, чтобы он признал автомобиль изношенным и установил как можно меньшую цену. Это позволяло сократить «дельту» и затраты на 7% налог. Когда сделка официально оформлялась, а «белая» часть оплаты передавалась в кассу магазина, продавец и покупатель встречались за его стенами, где покупатель отдавал прежнему хозяину вторую «чёрную» часть оплаты.

3. Какие опасности были на «чёрном» вторичном рынке?



Рисковали все участники сделки. /Фото: drive2.ru.


 

В той или иной степени рисковали все участники такого рода сделок. Так, если «чёрный» расчёт осуществлялся до посещения магазина и оплаты в кассу, старый хозяин машины мог просто забрать деньги и сказать, что никакую машину вообще не продает. В свою очередь, если «чёрный» расчёт осуществлялся уже после посещения магазина и оплаты «белой» части в кассу, то новый хозяин машины мог просто сказать, что никакой договоренности не было. При этом жаловаться друг на друга в правоохранительные органы в обоих случаях упомянутых выше было себе дороже. А все потому, что с точки зрения советского государства преступниками-спекулянтами оказывались оба. Поэтому для проведения такого рода сделок и продавец, и покупатель старались привести «группу поддержки» из каких-нибудь крепких друзей или родственников.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram


Источник: Какие опасности поджидали советских граждан на чёрном рынке автомобилей
Автор:
Теги: instagram (инстаграм), социальная сеть государственная автодорожная инспекция (гаи), государственная инспекция

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Зачем в гористой местности Германии была построена необычная железная дорога
Зачем в гористой местности Германии была построена необычная железная дорога
4
Человек познаёт мир 16:20 16 ноя 2024
СУДЬБЫ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН, ПОХИЩЕННЫХ ИНОПЛАНЕТЯНАМИ
СУДЬБЫ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН, ПОХИЩЕННЫХ ИНОПЛАНЕТЯНАМИ
1
Интересный мир 07:12 08 ноя 2018
5 вещей, которых никто не требовал от советских женщин, а современные всем должны
5 вещей, которых никто не требовал от советских женщин, а современные всем должны
167
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 23 апр 2021
Для чего в некоторых советских домах делали сквозные подъезды
Для чего в некоторых советских домах делали сквозные подъезды
3
Человек познаёт мир 05:30 13 мар 2024
7 занимательных фактов о советских мультфильмах, которые получили признание даже в Ватикане
7 занимательных фактов о советских мультфильмах, которые получили признание даже в Ватикане
2
Человек познаёт мир 11:00 18 июн 2025
5 способов использовать старый стержень от ручки и другие хитрости быта из советских журналов
5 способов использовать старый стержень от ручки и другие хитрости быта из советских журналов
10
Человек познаёт мир 12:30 09 янв 2024
До дна достучались: Спорные газовые вышки в Чёрном море
До дна достучались: Спорные газовые вышки в Чёрном море
0
Интересный мир 16:27 30 май 2016
Вредные привычки советских времен, которые пора забыть
Вредные привычки советских времен, которые пора забыть
8
Жизнь прекрасна 15:30 08 дек 2019
Минфин предложил ввести налог на граждан весом свыше 60 кг
Минфин предложил ввести налог на граждан весом свыше 60 кг
37
Здесь только хорошие новости! 06:28 17 окт 2018
20 деталей в советских фильмах, которые мы не замечали
20 деталей в советских фильмах, которые мы не замечали
8
Интересный мир 08:15 02 сен 2016
Какие чемоданы чаще других теряются в аэропортах
Какие чемоданы чаще других теряются в аэропортах
2
Человек познаёт мир 09:00 12 фев 2025
Знаменитые должники, которые живут на широкую ногу, но числятся в «чёрном списке» ФНС
Знаменитые должники, которые живут на широкую ногу, но числятся в «чёрном списке» ФНС
5
Интересный мир 23:28 11 июл 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства