Жизненные устои цыган никак не вписывались в большевистскую идеологию. Ромалэ не вступали в партию, постоянно кочевали с места на место и заботились только о себе. Воспитать в них дух коммунизма удалось далеко не сразу.
В 1933 году был издан специальный Указ о выселении цыган из Москвы, а в 1956 — Указ об осёдлости. Эти документы во многом помогли советским властям в перевоспитании цыган и в борьбе с теми, кто меняться не хотел.
Паспортизация цыган
В первые послереволюционные годы большевики видели в цыганах союзников. Бедность и таборный коллективизм по ошибке приняли за классовую близость. Однако цыганские племена всегда были далеки от политики. Поняв, что цыгане не желают принимать новую идеологию, большевики быстро причислили их к «неблагонадёжным элементам», с которыми нужно бороться.
Первым шагом на пути борьбы с цыганами в СССР стало введение паспортов в 1932 году. Те, у кого не имелось паспорта и прописки, не могли получать талоны на еду и, следовательно, голодали. Так же в то время все города разделили на «закрытые» и «открытые». В первых появляться цыганам строго-настрого запретили. Но свободолюбивые ромалэ паспорта не получали и запрет на вход в города нарушали. За это их высылали в Сибирь и сажали в лагеря. Всё это отнюдь не повышало лояльности цыган к новой власти.
Раскулачивание цыган в СССР
Большевики ко всему прочему приравняли ромалэ к кулакам, поэтому у них отбиралось всё имущество. Не нравилось партии и то, что цыгане были очень религиозны. На волне борьбы с религией и запретом церковных праздников начали издавать брошюры, где описывался вред религии. Но, несмотря на оказываемое давление, отказываться от своих религиозных взглядов цыгане не собирались. Как и от своих привычных способов заработка.
После разразившегося в тридцатых годах голода многие цыгане двинулись в большие города. Там они могли работать и жить в лучших условиях. Но работать на заводах и фабриках цыгане не желали. В городах они по-прежнему занимались попрошайничеством и гаданием. Однако были и те, кто согласился работать на фабриках и колхозах. Приобщение цыган к труду шло ударными темпами. Были созданы даже специальные цыганские колхозы. Однако оставались и ромалэ, не желающие работать по-новому. После выхода постановления Совета Министров № 658, или же Указа об осёдлости, начались массовые облавы и гонения на цыган.
Точка в борьбе с цыганами в СССР
Большую роль в борьбе с цыганами сыграл указ от 1956 года. Согласно нему, цыган, занимающихся бродяжничеством, следовало приучить к труду. Ромалэ отлавливали в большинстве городов, на них сыпались обвинения в тунеядстве, мошенничестве и подделке денежных знаков. Особенно доставалось цыганам кэлдэрарам — лудильщикам, занимающимся изготовлением монисто из зарубежных монеток. Многих из них даже обвинили в шпионаже. Однако цыгане — народ гибкий, и они сумели быстро приспособиться к изменившимся условиям.
Многие цыгане просто-напросто не говорили о своей национальности. Они устраивались на различные предприятия и работали в колхозах. Сыграло свою роль и то, что цыганам предоставляли жильё в городах, чтобы те могли работать на благо СССР. К тому же, родители-цыгане получали для своих детей места в детских садиках и школах. Так что, несмотря на имеющие место быть гонения на цыган, многие из них всё-таки прониклись симпатией к новой власти.
А после распада СССР и последовавшего вслед за ним кризиса цыгане из бывших советских республик вновь начали вести кочевой образ жизни. Те, кто остался в России, покидать насиженные места не спешили и не спешат по сей день.
published on
Запись
Комментарии (0)