До XIX века всех обвинённых в совершении преступления людей, в том числе и подростков, без разбору ссылали в Сибирь. Лишь во второй половине XIX века в царской России начали организовывать специальные учреждения для несовершеннолетних преступников наподобие воспитательных домов.
Первой исправительной школой в России стал московский приют, организованный княгиней Александрой Стрекаловой. А спустя несколько лет им стал управлять Николай Рукавишников, добившийся больших успехов в перевоспитании малолетних преступников.
Новости и факты пришёл в восторг, когда узнал, сколько один человек сумел сделать для несчастных детей.
Здание Рукавишниковского приюта
Как была организована московская школа для малолетних преступников
Николай Васильевич Рукавишников
В Москве в 1864 году был открыт исправительный приют на деньги, собранные от пожертвований. Инициатором его открытия стала княгиня Стрекалова, создавшая «Общество поощрения трудолюбия». Вскоре она и предложила молодому Николаю Рукавишникову руководить приютом. Тот с огромным энтузиазмом взялся за дело, так как он всегда хотел помогать людям и даже разругался из-за этого со своим отцом.
Когда Рукавишников только пришёл в приют, то в нём было всего тридцать мальчиков в возрасте от 14 до 18 лет. Все они были осуждены за мелкие преступления и отправлены в приют на перевоспитание. Поначалу попавшие в новое место дети хулиганили, не желали заниматься ручным трудом и учиться. Однако Николай Рукавишников смог найти к ним подход. Обладая огромным обаянием и добрым сердцем, он подружился с мальчишками, став для них самым лучшим другом.
При Николае Рукавишникове малолетние преступники получали хорошее образование. Ежедневно они учились истории, закону Божьему, черчению, русскому языку, географии и арифметике. Кроме учёбы, воспитанники приюта приобщались к труду. При приюте открыли несколько мастерских: портняжную, футлярную, брошюровочную, малярную и даже сапожную. Для обучения детей директор нанимал лучших мастеров и сам не гнушался работать в мастерских вместе с воспитанниками. Примечательно, что за свою работу в мастерских ребята получали деньги, вырученные с продаж сделанных ими товаров.
Давали мальчикам и время для отдыха, они могли сходить в гимнастический зал или на занятия хоровым пением, а зимой дети отправлялись на каток, залитый прямо во дворе приюта. Нередко директор вместе с учениками гулял по Москве, показывая им самые интересные места. Что примечательно, малолетние преступники передвигались по городу без конвоя. На некоторые праздники детей отпускали домой к родным, и они всегда возвращались.
Мастерские Рукавишниковского приюта
Что сделали для приюта братья Рукавишниковы
Долгие годы приют для детей-преступников финансировался из кармана самого Николая Рукавишникова. Со временем ситуация изменилась. Когда директор смог доказать, что его воспитанники уже никогда не вернутся на скользкую дорожку, частота и сумма пожертвований увеличились в несколько раз. За то время, что приютом руководил Николай, случаев рецидива среди выпускников приюта практически не было, лишь единичные.
Судьбы воспитанников, покинувших Рукавишниковский приют, были под контролем специально организованного патроната. Юношей могли отправить в родной город или деревню или устроить подмастерьем к опытному мастеру. Бывало и так, что выпускник оставался работать в приюте, передавая свои знания и умения новоприбывшим.
Константин Васильевич Рукавишников
После скоропостижной смерти Николая Рукавишникова руководить приютом стал его брат Константин Рукавишников. Он и его брат Иван отдали более 150 000 рублей на приобретение отдельного особняка и постройку при нём церкви. Так ими был куплен трёхэтажный старинный особняк на Смоленско-Сенной площади. Константин Рукавишников сумел привлечь новых меценатов и учителей, открыл при школе несколько новых мастерских. При нём количество воспитанников, взятых на перевоспитание, достигло 200 человек.
Но самым главным достижением Константина Рукавишникова можно назвать то, что он сумел добиться изменения закона о наказании несовершеннолетних преступников. Вначале он добился разрешения на то, чтобы срок нахождения совершившего преступление мальчика определял не суд, а руководство приюта. После выдвинул резолюцию, итогом которой стало смягчение формы суда над подростками в 1890 году. А в 1892 с подачи Рукавишникова был принят закон о том, что несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17, совершивших преступление «без разумения», следовало отдавать в воспитательные приюты.
По образу и подобию московского приюта стали создаваться исправительные дома и в других городах. У Константина Рукавишникова спрашивали совета, стоит или нет брать определённого человека на должность директора. Но после революции многие приюты, в том числе и Рукавишниковский, были закрыты из-за недостатка финансирования и упразднения учительского совета.
published on
Запись
Комментарии (0)