В 1987 году в Москве появилась новая достопримечательность, да какая! Прямо на Красной площади рядом с Кремлём приземлился спортивный самолёт. За его штурвалом был немецкий юноша по имени Матиас Руст.
На протяжении всего пути из Хельсинки в Москву Русту сопутствовала невероятная удача. Если бы не она, его бы точно сбили ПВО СССР. Отважному парню удалось преодолеть все препятствия, но вот его мотивы долгое время оставались непонятыми.
Полные баки и полный вперёд
Немец Матиас Руст с самого детства увлекался самолётами. Эту любовь ему привил отец, работавший инженером. Уже в 18 лет Матиас получил немецкую лицензию пилота и стал летать самостоятельно. Тогда же он задумал полёт в Москву, но сначала ему предстояло к нему подготовиться.
Для этого восемнадцатилетний пилот совершил несколько длительных тренировочных полётов. Таким образом Руст налетал много часов, что позволило ему достичь своей цели. Парень не собирался останавливаться, пока не добьётся своей цели — посадить самолёт на Красной площади.
Матиас Руст
Ранним утром 28 мая 1987 года Руст прибыл в хельсинкский аэропорт, где сел в привычный ему спортивный самолёт «Сессна». Конечным пунктом своего полёта Матиас указал Швецию. Это вызвало большое недоумение техников, перед полётом они заправили баки под завязку и установили дополнительные. Но никто ничего не заподозрил до поры, до времени.
Первые 20 минут полёта Матиас шёл по назначенному курсу. Но после связался с диспетчером, извинился и пропал с радаров. Больше он на связь не выходил.
Под прицелом советских ПВО
Некоторое время Матиаса не могли обнаружить. На место последних зафиксированных координат выслали службу спасения, но они ничего не обнаружили. Оно и неудивительно, в это время Руст уже был над Финским заливом на территории СССР. Конечно же, его самолёт заметили, но удача и тут не подвела юного пилота.
Из-за того, что в Эстонии Матиас не ответил на позывные, действующие в системе распознавания «свой-чужой», сбивать его не стали. В 1984 году был издан приказ, согласно которому нельзя было сбивать гражданские и спортивные самолёты. Чуть позже Руст оказался над Псковом и снова пролетел незамеченным системой ПВО СССР.
В этом ему помогли проходящие под Псковом учения местного авиационного полка. Увидев новый самолёт, система «свой-чужой» автоматически присвоила ему номер. Кроме этого, автоматика системы снова помогла Матиасу уже над Торжком. Там его «Сессна» стала «участницей» советской поисковой операции. Вскоре Матиас Руст достиг своей цели — центра Москвы.
Самолёт Матиаса Руста в Немецком техническом музее
Самолёт на Красной площади
В семь вечера Руст стал снижаться над центром столицы и посадил свой самолёт на Большом Москворецком мосту. На главной площади страны не было места для манёвра посадки. Не спеша Матиас докатился на своей «Сессне» и до самой Красной площади. Выйдя из самолёта к собравшейся толпе зевак, немец начал раздавать автографы. Но момент его триумфа длился недолго.
Тут же к Русту подошли стражи порядка и арестовали его. Вскоре состоялся суд, по итогам которого парень получил четыре года тюрьмы. Но вышел он оттуда уже через год, навсегда лишившись пилотской лицензии. Матиаса Руста отослали на родину в Германию, там его признали неуравновешенным. Отчасти это произошло из-за мотивов пилота-хулигана.
Матиас Руст на суде
Как говорил сам Руст, посадкой самолёта на Красной площади он хотел призвать все страны к миру. Ничего криминального его поступок не нёс. Однако мало кто поверил немцу. В прессе ходили слухи, что он просто поспорил с друзьями или хотел впечатлить девушку. Другие же утверждали, что эта акция — не что иное, как реклама. Поговаривали, что отец Руста являлся продавцом самолётов «Сессна» в Европе. И таким образом его сын хотел улучшить показатели. А советские спецслужбы, конечно же, были уверены, что Рустом руководила иностранная разведка.
published on
Запись
Комментарии (0)