Выставка виноделов 1900 года в Париже подходила к концу. По традиции, её председатель, известный сноб граф Шандон, поднял бокал с непревзойдённым, как всегда победившим французским шампанским…
Никому не известный винодел Голицын, большой и добродушно рокочущий, отвечал с другого конца стола: «Благодарен вам, граф, за рекламу, сделанную во Франции моему шампанскому, которое вы сейчас пьёте…» В бокале у изумлённого Шандона искрилось крымское шампанское-победитель «Парадиз».
Новости и факты совсем чуть-чуть пригубил игристого голицынского, чтобы получше рассмотреть историю лучшего российского шампанского и его создателя — князя Льва Голицына.
«Сумасшедший лев»
Лев Сергеевич Голицын
Про князя Льва Сергеевича ходило множество анекдотов, и не даром. Личностью он был очень заметной и экстравагантной. Разносторонний, хорошо образованный, из древнейшего дворянского рода, он умудрялся слыть «диким барином» — такое прозвище он получил с лёгкой руки извозчиков — и «сумасшедшим львом» — так называли его татары в крымском «Новом Свете». Он дерзил императору, регулярно встревал в политические споры, попадал на страницы бульварной хроники и при этом закончил обучение в Сорбонне и в Московском университете на факультете государственного и римского права, занимался наукой, был почётным мировым судьёй и членом-корреспондентом Императорского археологического общества. Но самое главное — имя Льва Голицына навсегда вошло в историю в качестве основателя крымского виноделия.
Виноградниками и винами в Крыму занимались, конечно, и до Голицына. Да и шампанское в Российской империи изготовил не он первый — ещё граф Воронцов «баловался» игристыми в своём имении. Однако серьёзно и основательно дело в Абрау Дюрсо, с разрешения самого императора, поставил именно Лев Сергеевич. Десять лет он изучал и селекционировал сотни и сотни сортов винограда на собственноручно разбитом огромном питомнике. В завершении долгих поисков и экспериментов он отобрал всего пять сортов для своих будущих напитков: шардоне, мурведр, рислинг, Пино Фран и алиготе. Кроме того, Голицын сразу понял важное: в разном климате и разной почве даже одинаковые сорта винограда ведут себя по-разному. Поэтому невозможно копировать вина из таких же сортов, но выращенных на другой земле. Лев Сергеевич писал в своих докладах: «Что такое виноделие? Это наука местности… Перенос культуры Крыма на Кавказ — абсурд, а перенос культуры какой-нибудь заграничной местности во все виноградники России — это петушьи ножки всмятку…» Такая твёрдая позиция и сыграла главную роль в дальнейшем ошеломительном успехе крымского шампанского от Голицына.

«Король экспертов»
Голицын не просто досконально разобрался в вопросе, он обладал несомненным талантом виноградаря. По листьям он отличал сорта друг от друга, определял их в самых разных купажах и даже рассказывал по вкусу вина про особенность почвы, на которой рос виноград, и каким был год — солнечным или дождливым. Говорили, что «сумасшедший лев» как-то даже различил в вине металлический привкус с оттенком кожи, а потом его работники обнаружили на дне винной бочки сыромятный ремень, на котором болтался железный ключ.
Уверен был князь Голицын и в необходимости грамотно оборудованных подвалов. Проекты для них он создавал сам, утверждая уже тогда, что разным сортам винограда необходима различная выдержка и температура. Потому и подвалы в Абрау Дюрсо сооружались на разных уровнях глубины и в разных местах.
Марочный рислинг и каберне под названием «Абрау» выпускались из «Нового Света» — завода Голицына — в промышленных масштабах. Большая часть уходила императору, на его столы.
А в 1900 году князь Голицын принял участие во Всемирной выставке в Париже, и его шампанское взяло главный приз — Гран-при фестиваля. Французы, уверенные, что ни одно шампанское в мире не сможет превзойти их собственное, были сильно поражены и не могли поверить, что в каком-то неизвестном Крыму какой-то сумасшедший князь производит напитки качеством лучше игристых французских…

«Шампанского всем!»
Всюду и в любую погоду ходивший в мужицком бобриковом армяке и папахе горца, Лев Голицын был человеком широкой души. «Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино!» — говаривал он, разрешая продавать свои вина и шампанское по 25 копеек за бутылку на Тверской. С таким абсолютно некоммерческим подходом под конец жизни князь разорился, поэтому передал своё имение императору Николаю II, попросив сделать из него «истинную академию русского виноделия».
published on according to the materials
Запись взята с сайта .

Комментарии (0)