Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Как автопортрет Альбрехта Дюрера стал причиной скандала и недовольства в мире искусства

 

Трудно понять, каковы были намерения того или иного художника, когда он создавал свои работы. Именно поэтому учёные, историки и искусствоведы на протяжении долгих лет пытаются разгадать эту тайну. В случае Альбрехта Дюрера было много споров о точном намерении художника с его знаменитым автопортретом 1500 года, вокруг которого до сих пор не утихают страсти.

Альбрехт родился в 1471 году в немецком городе Нюрнберге. С одиннадцати лет он работал подмастерьем у своего отца-ювелира, который научил его бесценным навыкам рисования и гравюры, которые впоследствии сыграли решающую роль в его карьере художника. Талант и слава Альбрехта в раннем возрасте также были результатом значительной удачи. Поддержка его крёстного отца, Антона Кобергера, одного из самых успешных издателей того времени в Германии, означала его немедленное и лёгкое признание как писателя и печатника. Кроме того, обучение Дюрера было не чем иным, как экстраординарным. Его трехлетнее ученичество в возрасте пятнадцати лет под руководством ведущего художника и гравёра Нюрнберга Михаэля Вольгемута познакомило его с искусством гравюры на дереве, в которой он позже преуспел.

Автопортрет Альбрехта Дюрера, 1498 год. \ Фото: thoughtco.com.


 

Естественно, вся эта удача, опыт и образование привели молодого Альбрехта к мгновенному художественному успеху. После продолжительных путешествий по некоторым культурным столицам мира Дюрер начал по-настоящему оттачивать своё мастерство. В частности, его поездка в Италию и Нидерланды в начале 1490-х годов познакомила художника с захватывающими инновациями и новыми формами художественного выражения, которые повлияли на его творческую практику. На тот момент, когда Альбрехт с триумфом вернулся в Нюрнберг со своей невестой Агнес Фрей, он был уже довольно-таки известным художником и независимым гравёром.

Автопортрет с чертополохом, 1493 год. \ Фото: zeno.org.


 

Возвращение в Нюрнберг также ознаменовало открытие собственной мастерской Альбрехта Дюрера, где он сосредоточился на производстве гравюр на дереве. Как правило, считается, что он больше сосредоточился на гравюрах, а не на картинах маслом, потому что изготовление гравюр было значительно проще и гораздо прибыльнее. Эта практика позволила ему укрепить своё имя как исключительного художника по всему континенту, потому что его гравюры были гораздо более высокого качества, чем те, которые распространялись в Германии. Кроме того, гравюры могли широко распространяться, в отличие от картин маслом.

Эскиз автопортрета, Альбрехт Дюрер. \ Фото: google.com.


 

Дюрер хорошо знал, что картины - вещь одноразовая: в большинстве случаев они предназначены для продажи и восхищения одним человеком. Поэтому он, естественно, тяготел к производству и продаже своих гравюр. Как оказалось, это было чрезвычайно выгодное решение, поскольку он регулярно получал заказы и даже выполнял проекты для императора Священной Римской империи Максимилиана I.

Автопортрет, этюд рука и подушка, Альбрехт Дюрер, 1493 год. \ Фото: twgreatdaily.com.


 

Тем не менее, Альбрехт не совсем отказался от живописи. Напротив, испытав глубокое влияние различных новшеств художников, с которыми столкнулся во время своих путешествий, он начал экспериментировать с различными композиционными элементами: цветом, положением тела, освещением и мазками кисти. Эти композиционные эксперименты привели к выпуску небольшой серии автопортретов, начавшейся в 1493 году и завершившейся его последней частью оригинального автопортрета в 1500 году. В этом произведении Дюрер, кажется, изображает себя в очень знакомом образе, обычно узнаваемом в религиозной иконографии.

Четыре всадника из Апокалипсиса Альбрехта Дюрера, 1498 год. \ Фото: commons.wikimedia.org.


 

Художественное мастерство и религиозные элементы «Автопортрета» 1500 года неоспоримы. И всё же произведение Дюрера исторически признано чем-то менее благочестивым. Интересно то, что работа привлекла относительно мало внимания во время первоначального выпуска портрета. Удивительно, но Альбрехт и его портрет были заклеймены как богохульные триста лет спустя. Что могло измениться за это время? В основном его интерпретация.

Многие, если не большинство интерпретаций, которых зритель придерживается в отношении произведений искусства, приходят к нам из области истории искусства и искусствоведения. Эти дисциплины, как правило, возникли во второй половине XVIII века и были закреплены в общественном дискурсе как академические области в течение XIX и XX веков. Понимание этой концепции имеет решающее значение, потому что первым делом для любого потенциального историка искусства или критика, независимо от их исторического контекста, является наблюдение.

Алтарь Паумгартнеров: Рождение Христа, Альбрехт Дюрер, около 1500 года. \ Фото: twitter.com.


 


Когда историки искусства смотрели на автопортрет Альбрехта Дюрера 1500 года, все они видели подделку позднего северного средневекового изображения Иисуса Христа. Более конкретно, Дюрера можно увидеть смотрящим прямо с холста на зрителя, в положении лицом вперёд, от талии вверх и в идеальной симметрии к холсту. Кроме того, он носит длинные и слегка вьющиеся волосы золотисто-коричневого цвета, оттенка, отличного от его собственного естественного пигмента. Его правая рука изогнута в интригующем жесте, в то время как левая придерживает воротник. Наконец, золотая надпись, украшающая простой фон, несёт уникальное послание: «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, сделал своё изображение в соответствующих (вечных) цветах в свой двадцать восьмой год».

Четыре апостола, Альбрехт Дюрер, 1526 год. \ Фото: boston-terrier-mix.zooanimals.info.


 

Все эти композиционные элементы намеренно указывают на образ Спасителя. Нет никаких споров вокруг того факта, что Дюрер написал свой портрет в одной из самых узнаваемых стилистических традиций, зарезервированных для фигуры Иисуса Христа. Эта стилистическая традиция упоминается как Христос Пантократор и считается одним из наиболее узнаваемых художественных стилей в христианской иконографии. Этот метод религиозных образов был довольно широко распространён в Средние века и может быть найден во многих фресках и мозаиках, а также в большинстве изображений Христа в греческой и восточной православной христианской традиции.

Тот самый скандальный автопортрет, Альбрехт Дюрер, 1500 год. \ Фото: pinterest.dk.


 

Во времена Альбрехта считалось, что существует письменное свидетельство о фигуре Христа. Как и ожидалось, Дюрер стилизовал себя по образу, приведённому в описании, изменив, например, оттенок своих светлых волос на цвет спелого ореха.

Остаётся открытым вопрос, почему Альбрехт сознательно изобразил себя в манере, предназначенной исключительно для религиозного деятеля. Публика наверняка воспримет такой шаг как проявление откровенного высокомерия. Удивительно то, что во время выхода портрета было не так уж много возмущений и шума, как могло показаться на первый взгляд. Это предполагает, что Дюрер написал свой портрет как форму упражнения для личной выгоды и для дальнейшего изучения художественных инноваций своего времени. Тем не менее большинство современников расценили работу Альбрехта как упражнение благочестивого человека, создающего образ в очень распространенной традиции «Подражания Христу»: религиозная практика следования по стопам Христа.

Детали с автопортрета Альбрехта Дюрера, 1500 год. \ Фото: google.com.


 

Однако, когда искусствоведы начала XIX века, такие как Мориц Таузинг, проанализировали произведение, они обнаружили, что вместо того, чтобы Дюрер имитировал образ Христа, каждое изображение Христа после Дюрера было скопировано с его собственного изображения. Это означает, что «Автопортрет» Альбрехта был настолько уважаемым и влиятельным в то время, что он стал основой для любых последующих изображений религиозных деятелей. Это был колоссальный подвиг и своего рода успех. Однако, когда в конце XIX и начале XX века зрители, принадлежащие к движению христианского возрождения, пересмотрели это изображение, они обнаружили, что оно не имеет никакого отношения к той божественной силе, которая была у Христа. Известный историк искусства Эрвин Панофский даже назвал автопортрет Альбрехта «богохульным».

Слева направо: Сальватор Мунди, Леонардо да Винчи, около 1500 года. \ Христос Пантократор из монастыря Святой Екатерины на горе Синай, около середины VI века. \ Фото: pinterest.com.


 

К сожалению, вряд ли зритель когда-нибудь узнает о том, насколько точными были высказывания и заключения историков искусства XIX и XX веков, поскольку их работы остаются в значительной степени спекулятивными. Однако, основываясь на некоторых известных фактах о жизни Альбрехта Дюрера и композиционных элементах картины, можно попытаться сделать обоснованное предположение. Всеобъемлющее повествование, которое мы можем извлечь из «Автопортрета» 1500 года — это изображение уверенного в себе художника.

Автопортрет с бинтом, Альбрехт Дюрер, 1492 год. \ Фото: blogspot.com.


 

Как утверждал сам Дюрер, он завершил работу над произведением до достижения двадцатидевятилетнего возраста и уже много лет работал в качестве уважаемого художника в своей родной стране и других художественных центрах по всей Европе. Также можно с уверенностью предположить, что требуется особый талант, чтобы повлиять на целую стилистическую традицию, как это было у Дюрера и его портрета.

Автопортрет человек скорби, Альбрехт Дюрер. \ Фото: 1st-art-gallery.com


 

Что можно узнать из произведения Дюрера, так это то, как история искусства влияет на повествование произведения искусства и его принятие публикой. Несмотря на существование или отсутствие каких-либо символических элементов или попыток подорвать религиозные верования и иконографию, «Автопортрет» Альбрехта Дюрера является произведением бесспорного художественного мастерства и превосходной композиционной красоты.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:)


Источник: Как автопортрет Альбрехта Дюрера стал причиной скандала и недовольства в мире искусства
Автор:
Теги: Альбрехт Дюрер

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Акалифа Кунти
Портрет прекрасен. Портрет Дюрера. Надо иметь испорченное воображение, чтоб назвать его богохульным. Критики, видимо, ни разу не слышали, что многие художники писали Христа, Марию и святых со своих знакомых, или даже незнакомых, просто подобранных моделей. С кого-то же надо писать? Дюрер в качестве модели использовал себя, это удобно, сам у себя всегда под рукой.) А художник прекрасный.)
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Топ-25: самые знаменитые в мире шедевры искусства
Топ-25: самые знаменитые в мире шедевры искусства
9
Человек познаёт мир 03:30 28 авг 2022
Какие тайные знаки зашифровал художник-математик Альбрехт Дюрер в своих 5 знаменитых гравюрах
Какие тайные знаки зашифровал художник-математик Альбрехт Дюрер в своих 5 знаменитых гравюрах
6
Человек познаёт мир 18:30 14 май 2023
Микеланджело и другие талантливые фальсификаторы, которые сумели обмануть мир искусства
Микеланджело и другие талантливые фальсификаторы, которые сумели обмануть мир искусства
2
Человек познаёт мир 11:30 29 окт 2023
Как мальчик из лондонского приюта стал самым известным в мире парикмахером: Видал Сассун
Как мальчик из лондонского приюта стал самым известным в мире парикмахером: Видал Сассун
3
Человек познаёт мир 12:30 04 авг 2023
«Алмазная» икра и еще 14 самых дорогих предметов в мире
«Алмазная» икра и еще 14 самых дорогих предметов в мире
2
УДачные советы 15:02 03 ноя 2024
Найдена гравюра Дюрера
Найдена гравюра Дюрера
0
Интересный мир 23:35 10 авг 2016
Опасное химическое вещество в мире, с которым мы регулярно сталкиваемся
Опасное химическое вещество в мире, с которым мы регулярно сталкиваемся
7
Человек познаёт мир 11:48 10 июл 2024
Как берет кельтов стал одним из популярнейших головных уборов в мире
Как берет кельтов стал одним из популярнейших головных уборов в мире
0
Человек познаёт мир 11:30 17 фев 2024
Что такое сублимация в психологии и как она проявляется в жизни
Что такое сублимация в психологии и как она проявляется в жизни
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 08:01 06 ноя 2024
Кунсткамеры Виллема ван Хахта
Кунсткамеры Виллема ван Хахта
0
Интересный мир 01:35 18 авг 2016
Как гипер-реалистичный макияж по мотивам картин Дали и Рембранта стал формой самовыражения для учительницы из Канады
Как гипер-реалистичный макияж по мотивам картин Дали и Рембранта стал формой самовыражения для учительницы из Канады
6
Женский развлекательный и поучительный сайт. 19:24 20 окт 2022
Природа Намибии. Часть 4
Природа Намибии. Часть 4
0
Артобоз 06:21 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства