Экзорцизм в православии не получил такого распространения, как в католической церкви. Однако упоминания о случаях изгнания бесов встречаются вплоть до III века н. э.
«Постановления апостольские», датируемые третьим веком, уже прямо запрещают деятельность православных священников-экзорцистов, и в дальнейших летописях они не упоминаются.
А как к этому явлению относятся в современной православной церкви? И имеет ли вообще место изгнание бесов в современной русской традиции?
Современные экзорцисты
Самый известный русский экзорцист — святой Иоанн Кронштадтский. Однако он не являлся им в современном понимании этого слова, так как не проводил обряда отчитки (изгнания), а восклицал вместо этого несколько раз «Изыди!» по окончании молитв.
Отчитка в современной православной церкви проводится, несмотря на неприятие этого ритуала большинством священнослужителей. Например, этим занимаются в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре. Отец Герман называется единственным имеющим соответствующее разрешение епископа на этот обряд.
Православные священнослужители говорят об особом состоянии сознания некоторых крещёных, но истинно не понимающих смысла церковных обрядов. Доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов называет это состояние «магизмом». Яркие примеры магизма — крещение младенцев, венчание или монашеский постриг по принуждению родственников или сообразуясь только с житейскими, бытовыми доводами, а не с истинной верой. Например, распространено мнение о том, что ребёнок будет меньше болеть после крещения.
Осипов указывает на то, что специальный чин для отчитки в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) — католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал — потому что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал знаменитые исцеления.
Западная мода
Святые отцы, изгонявшие бесов и вошедшие в историю, как тот же Иоанн Кронштадтский, не могли это делать с любым православным, а только лишь с теми, на кого им указывал сам Господь. При этом они не совершали какого-то особенного обряда, исцеляя бесноватых исключительно своей истинной верой и молитвой, часто внутренней, не видимой и не слышимой со стороны. Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст читали молитвы вслух, а также совершали таинства Покаяния, Соборования и Евхаристии. Ведь акт сознательного отречения от сатаны и всех дел его совершается всеми православными верующими — перед таинством крещения.
Изгнание бесов, отчитывание в православной традиции — это следование западной «моде», явление среды пятидесятничества, движения «нового века», экстрасенсорики.
Опасное понимание обряда
Магическое содержание этого обряда искажает понимание истинных православных канонов, что, в свою очередь, объясняет рост популярности оккультизма. Это подрывает основы православной культуры и калечит души (а в особых случаях — и тела) людей.
Обращаясь к Осипову: «Величайшее искушение для человека — „сорвать тайны бытия“ (Бога, человека, природы) и самому стать… неподвластным Богу… Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи — своего рода психологическая революция человека против Бога».
Вспомним Священное Писание. Последний шаг развития язычества — это явление «властителя всего мира», «человека греха» в высшем и исключительном понимании этих слов. «Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога», совершая чудеса исцеления и изгнания бесов.
published on
Запись
Комментарии (0)