Во времена ещё не развитой медицины и вспышек эпидемий нередко случалось, что людей, впавших в кому или летаргический сон, хоронили ещё живыми. При эксгумации тела покойников находили в перевёрнутом состоянии и с кистями рук, повреждёнными в попытках выбраться.
После таких историй в XIX веке в продаже появляются safety coffins — так называемые «безопасные гробы». И над людьми, их приобретающими, никто и не думал смеяться.
Случаи захоронения заживо
Исторических свидетельств подобных жутких историй немало. Большая часть из них приходится на Средние века, когда во время вспышек чумы или холеры людей торопились закопать как можно скорее, боясь заражения.
Случай, произошедший со знаменитым итальянским поэтом времён Ренессанса, Петраркой, описан им самим: он очнулся на собственных похоронах и был немало удивлён. На тему тафофобии (боязни быть погребённым заживо) писал и один из самых мрачных рассказчиков XIX века Эдгар Аллан По, и в дальнейшем по мотивам его произведений снимались душещипательные фильмы. Страх, который сегодня кажется нам нелепым, буквально сковал общество два века назад, и оказал сильное влияние на процесс подготовки к собственному уходу из жизни и захоронению усопших.
Известны и случаи преднамеренного захоронения людей живьём. В Древнем Риме, в Китае и России средних веков это было распространённым видом казни. При этом в Риме и России таким образом наказывали только женщин: первых — за нарушение обета девственности, если девушка была служительницей в храме, весталкой, и вторых — за убийство собственного мужа.
Кстати, свидетельства о преждевременных похоронах встречались и гораздо позднее, когда, казалось бы, уже не должно было этого происходить. Пожалуй, самая известная история произошла в 1937 году. Француз Анджело Хейс, изобретатель и мотогонщик, попал в аварию в 19 лет. При падении с мотоцикла он врезался головой в кирпичную стену. Травмы были настолько обширны, а лицо изуродовано, что доктор, проводивший освидетельствование, без сомнений объявил о смерти Хейса. Парень был похоронен. Через два дня из-за проблем со страховым полисом агенты потребовали эксгумировать тело, чтобы провести повторную экспертизу. «Покойника» обнаружили тёплым и со слабым сердцебиением. Самое удивительное, что Анджело Хейс не просто воскрес, но и со временем полностью вылечился. Он стал настоящей знаменитостью, к нему во Францию приезжали люди со всего мира.
Однако эта счастливая история — скорее, исключение. Чаще об ошибке захоронения узнавали, когда было уже поздно.
Гроб с колокольчиком
Разумеется, волна людских страхов толкает бизнесменов осваивать новый рынок сбыта. Модным приобретением XIX века становятся безопасные гробы самых невероятных конструкций.
Первый такой гроб сделали ещё в конце XVIII столетия по заказу богатого и титулованного тафофоба — прусского генерала-фельдмаршала, масона и принца Брауншвейгского Фердинанда. Мужчина был настолько измучен страхом быть заживо закопанным и очнуться в темноте и духоте под крышкой ящика, что для собственного гроба заказал несколько приспособлений, призванных уберечь его от страшной ситуации. Здесь были и система вентиляции, и замки внутри самого гроба, и смотровые окна в склепе.
Расцвет услуги по безопасному захоронению приходится на XIX век. Продавцы предлагают высококлассные гробы с различными уровнями защиты. По предназначению их условно можно было разделить на два вида: гробы с колокольчиками, позволявшие живому «мертвецу» подать сигнал наверх, и гробы с системой самовысвобождения. В большинстве случаев люди приобретали ящики первого вида — просто потому, что они были в разы дешевле.
Устроены были «звенящие» гробы просто, но из-за этой простоты конструкции они и погорели. Ящик снабжался специальной трубкой, через которую после захоронения выводилась верёвка, закрепляющаяся на поверхности с колоколом. Если покойник оказывался вдруг живым, он мог таким незатейливым образом подать сигнал сторожу на кладбище. Кроме того, через эту же трубку несчастному поступал воздух, которого вполне хватило бы для того, чтобы дождаться помощи.
Однако изобретатели гробов с колокольчиками не учли одного важного момента: трупы со временем раздуваются и поэтому немного двигаются. Привязанные к руке или ноге действительно почившего человека колокольчики всё равно начинали звонить. Покойника откапывали, но выяснялось, что это была ложная тревога. В результате всеобщего сумасшествия родственники умерших стали заказывать установку смотрового оконца на могилу — для того, чтобы кладбищенский сторож мог заглянуть к покойнику и проверить, ложный подан сигнал или нет. Можно представить себе всю дикость картины и стальные нервы сторожей того времени…
Склеп с системой самовысвобождения
Патент на безопасные гробы
Кроме гробов с колоколами продавались и более продвинутые конструкции, позволявшие лже-покойнику самостоятельно выбраться из гроба, не дожидаясь помощи извне. Однако такие конструкции были невероятно дорогостоящими, так как оборудовались сложной системой замков и инженерных решений. Кроме того, такой гроб имело смысл приобретать только в случае захоронения в склепе, а это — дополнительные траты.
Самым известным создателем конструкций для безопасного захоронения стал немецкий доктор Адольф Гутсмут. Он не только первым запатентовал конструкцию гроба, но и охотно демонстрировал его устройство, хороня самого себя. Известна история одного из таких показательных захоронений Гутсмута в 1822 году, когда он несколько часов пролежал в гробу под метрами земли, смог там поесть суп и сосиски и даже запить свой обед пивом.
Патентовал безопасные гробы самых разных модификаций и отец Альфреда Нобеля — Эммануил. Он был убежденным тафофобом, и его страх лёг в основу странных изобретений. Похоронен Нобель-старший был в одном из своих гробов.
В разное время оформлялись патенты на гробы с сигнализацией, внутренним освещением и даже медоборудованием. Изобретатели беспокоились не только о том, чтобы ошибочно похороненный остался в живых до момента спасения, но и находился в комфорте и максимальной безопасности. Однако при этом не было зафиксировано ни единого случая возвращения из «потустороннего мира» благодаря безопасному гробу.
Удивительно, но безопасные гробы продаются и в наше время. Тафофобия уже не такой распространённый страх, но всё-таки имеет место быть. Именно на этой болезненной фобии некоторых людей построен и процветает бизнес итальянца Фабрицио Казели. Он продаёт гробы с системами оповещения, похожими на домофон, с устройствами для поддержания дыхания и даже кардиостимуляторами. В этих конструкциях есть и Wi-Fi — не только для связи с родственниками и друзьями, но и для того, чтобы «воскреснувший» человек как-то убивал время, пока его откапывают.
published on
Комментарии (0)