Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Гомер — не автор «Илиады» и «Одиссеи»

Вплоть до конца XVIII столетия учёные и литераторы были уверены: автором знаменитых эпических произведений о Троянской войне и возвращающимся домой царе Итаки был Гомер. Так до сих пор думают и многие, не особо вникающие в тему люди.

Однако на самом деле этот устойчивый миф развенчали учёные ещё в начале XX века. Тогда кем же являлся Гомер, какое отношение он имел к «Илиаде» и «Одиссее», и кто в действительности является их автором?


«Аналитики» vs «унитарии»

В конце XVIII века мнения ученых относительно личности Гомера разделились. Исследователи, полагавшие, что в эпоху создания этих произведений развитой письменности как таковой ещё не существовало, и поэт попросту не мог бы сочинить настолько сложные и объёмные поэмы, назывались «аналитиками».

Их оппоненты — «унитарии» — указывали на целостность произведений, их стилистику и симметричную, стройную композицию, а потому считали, что авторство всё же принадлежит одному автору.

Исследователи «гомеровских» текстов предполагали также, что авторов было множество, однако к единому знаменателю эти поэмы привёл один человек — Гомер. В поддержку предположения, что автор был не один, выдвигался справедливый довод: в «Илиаде» и «Одиссее» встречается множество слов и понятий из абсолютно разных временных отрезков — VIII век до н. э., IV век до н. э., ХII век до н. э., и один человек попросту не мог знать их все сразу.

К концу XIX века эпосоведение и фольклористика активно развиваются, и вопросом гомеровского эпоса вплотную занялся американский филолог Милмэн Пэрри. Именно этот вопрос — совмещения в одном тексте разных диалектных слоёв и временных отрезков — и лёг в основу его исследований.

«Гомер поёт стихи». П. Журди

Пэрри предположил, что по аналогии с другими эпическими текстами, гомеровские сформировались следующим образом: некий сказитель, странник брал определенную историю и много раз её пересказывал по памяти, и каждый его рассказ как бы выстраивался заново, но с соблюдением определённой структуры и набора географических названий и имён героев. Конечно, с каждым разом в историю добавлялись и новые элементы. Сам сюжет часто доставался сказителю «по наследству» от другого рассказчика, и поэтому Милмэн Пэрри пришёл к выводу, что Гомер — это просто-напросто последний рассказчик легенд о Трое и Одиссее. Имя Гомера и легенда вокруг него самого и дошли до потомков, прочно связавшись с двумя великими произведениями древнегреческого эпоса.

Доказательство теории о народном эпосе

Однако Милмэну Пэрри предстояло ещё доказать эту теорию. Помощником в исследовании стал его коллега и ученик Альберт Лорд. Учёные путешествовали и собирали информацию по тем местам, где существовала культура развитого эпоса — по Средней Азии, на Балканах. В итоге Пэрри и Лорд выяснили, что во всех аналогичных случаях сюжет эпической истории существует в нескольких вариантах, с единой основой, но разными подробностями или отдельными линиями повествования. Все варианты одной истории строятся по определенной формуле: два-три-четыре-пять слов, которые встречаются в одной строке в определенной метрической позиции.

Чтобы проще понять, как это происходит, можно представить себе строку поэмы в виде лестницы. У каждой «ступеньки» будет своё, определенное расстояние, и рассказчик должен вложить одну и ту же метрическую конструкцию в семь слогов. В четыре не поместится, в девять — слишком много, а в семь — в самый раз. На семь этих слогов у сказителя есть определенное количество формул, которые состыкуются и с героем, и со временем, и с другими основными элементами сказания.

Средневековая иллюстрация к «Илиаде»

Учёные сформулировали понятие, которое затем преобразовалось в теорию Милмэна Пэрри и Альберта Лорда, или формульную теорию. Они доказали, что формула — это группа слов, которая встречается в определенной метрической позиции. Сказитель же, когда рассказывал, а точнее пел свои истории, брал эти «формулы» и определенные шаблоны из своего багажа знаний, впитываемых всю жизнь, и строил по ним свой текст. Шаблонными чаще всего были описания — пиров, скачек, сражений. Эта теория Пэрри-Лорда в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие науки об эпосоведении.

Слепой сказитель

Свою систему формул учёные перенесли на «Илиаду» и «Одиссею». В итоге Пэрри и Лорд доказали, что эти произведения — записанный вариант устных фольклорных текстов, а Гомер — вероятнее всего, последний их сказитель.

Эта теория получило широкое распространение и легла в основу исследований всего мирового эпоса. После формул учёных стало понятно, что в основной своей массе такие народные сказания
— это изначально устные, а не письменные истории. Так можно сказать и о «Песни о моём Сиде» — из испанского эпоса, и «Песни о Роланде» — из французского. Формульная теория дала исследователям во всём мире импульс к пониманию того, что не следует заниматься текстами эпическими только с точки зрения классической филологии, предполагая, что у них есть автор или авторы. А нужно привлекать и фольклористические теории, в частности, формульную теорию Пэрри — Лорда.

Гомер же, по всей видимости, — это одно из имён сказителей, за которым закрепились известные нам тексты. Фигура рассказчика была сильно мифологизирована со временем. В какой-то момент Гомера стали изображать слепым певцом-сказителем, хотя достоверных данных о его внешности и физических особенностях нет.

«Красочный» физический недостаток прикрепился к образу настолько сильно, что большинство, видя скульптуру в греческом стиле с закрытыми глазами, уверенно говорит, что это изображение Гомера. Аналогию можно провести с образом русского былинного богатыря Ильи Муромца: мы безошибочно назовём основные его черты и обязательно уточним, что воин пролежал на печи 33 года. В том числе и из-за этой физической особенности связывают личность былинного богатыря с мощами святого Илии, которые хранятся в Киево-Печерской лавре, утверждая, что это один и тот же человек.

Образ сказителя обязательно должен был быть наделен какой-либо заметной особенностью, выделяющей его из обычного людского сообщества. Поэтому слепотой часто «одаривались» сказители и певцы эпоса разных стран, это один из самых распространенных паттернов в культуре. Однако в действительности нет конкретных сведений о личности Гомера. Но вывод Мильмэна Пэрри о том, что Гомер – это последний рассказчик «Илиады» и «Одиссеи», взят за основу.

Древнегреческие «Илиада» и «Одиссея» – устные по своей природе тексты, которые не могли быть написаны одним автором. Только сказитель, перенимавший по наследству, собиравший по крупицам и следующей определенной формуле повествования, мог так искусно совместить в одном тексте слова и понятия из четырёх разных веков. В этом смысле эпос – это своеобразное хранилище истории, описаний быта, особенностей поведения и образов. Благодаря эпическим сказаниям и таким их певцам, как Гомер, до нас дошли интересные сведения с самых древних времён.

published on novostiifakty.ru according to the materials factroom.ru

Запись Гомер — не автор «Илиады» и «Одиссеи» взята с сайта Новости слухи и факты.


Источник: Гомер — не автор «Илиады» и «Одиссеи»
Автор:
Теги: разное Азия аналитика Багаж Балканы быль

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как горные козлы ходят по отвесным скалам и умудряются не падать
Как горные козлы ходят по отвесным скалам и умудряются не падать
1
Человек познаёт мир 22:21 06 ноя 2024
Роскошь — это не трусы, не помады, не рестораны и не шпильки…
Роскошь — это не трусы, не помады, не рестораны и не шпильки…
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 21:40 28 июл 2024
Поколение, которое ничего не хочет: почему зумерам не интересно работать и учиться
Поколение, которое ничего не хочет: почему зумерам не интересно работать и учиться
16
Человек познаёт мир 13:40 07 ноя 2024
Секреты бортпроводников, о которых не догадываются пассажиры
Секреты бортпроводников, о которых не догадываются пассажиры
1
Человек познаёт мир 20:40 11 ноя 2024
Даже и не думай. Мы его не оставим…
Даже и не думай. Мы его не оставим…
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:33 25 авг 2024
Есть и не толстеть: проверенные лайфхаки
Есть и не толстеть: проверенные лайфхаки
8
Женский развлекательный и поучительный сайт. 22:16 03 янв 2022
«Она меня не ценит!» и еще 5 жалоб женатых мужчин
«Она меня не ценит!» и еще 5 жалоб женатых мужчин
42
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:52 27 май 2021
Если ваше добро и заботу обесценивают и не замечают…
Если ваше добро и заботу обесценивают и не замечают…
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:47 16 окт 2023
Михаил Светлов — автор знаменитого стихотворения «Гренада»
Михаил Светлов — автор знаменитого стихотворения «Гренада»
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:41 18 июн 2022
«Мне 50, и я не стремлюсь выглядеть моложе»
«Мне 50, и я не стремлюсь выглядеть моложе»
47
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:56 09 дек 2020
Как любимая дочь бога Гелиоса пыталась соблазнить Одиссея, и Почему её считают самой очаровательной
Как любимая дочь бога Гелиоса пыталась соблазнить Одиссея, и Почему её считают самой очаровательной
0
Человек познаёт мир 02:30 21 окт 2024
Гармония единства: сюрреалистические коллажи, стирающие тонкую грань между явью и навью
Гармония единства: сюрреалистические коллажи, стирающие тонкую грань между явью и навью
1
Человек познаёт мир 09:30 06 ноя 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства