Вплоть до конца XVIII столетия учёные и литераторы были уверены: автором знаменитых эпических произведений о Троянской войне и возвращающимся домой царе Итаки был Гомер. Так до сих пор думают и многие, не особо вникающие в тему люди.
Однако на самом деле этот устойчивый миф развенчали учёные ещё в начале XX века. Тогда кем же являлся Гомер, какое отношение он имел к «Илиаде» и «Одиссее», и кто в действительности является их автором?
«Аналитики» vs «унитарии»
В конце XVIII века мнения ученых относительно личности Гомера разделились. Исследователи, полагавшие, что в эпоху создания этих произведений развитой письменности как таковой ещё не существовало, и поэт попросту не мог бы сочинить настолько сложные и объёмные поэмы, назывались «аналитиками».
Их оппоненты — «унитарии» — указывали на целостность произведений, их стилистику и симметричную, стройную композицию, а потому считали, что авторство всё же принадлежит одному автору.
Исследователи «гомеровских» текстов предполагали также, что авторов было множество, однако к единому знаменателю эти поэмы привёл один человек — Гомер. В поддержку предположения, что автор был не один, выдвигался справедливый довод: в «Илиаде» и «Одиссее» встречается множество слов и понятий из абсолютно разных временных отрезков — VIII век до н. э., IV век до н. э., ХII век до н. э., и один человек попросту не мог знать их все сразу.
К концу XIX века эпосоведение и фольклористика активно развиваются, и вопросом гомеровского эпоса вплотную занялся американский филолог Милмэн Пэрри. Именно этот вопрос — совмещения в одном тексте разных диалектных слоёв и временных отрезков — и лёг в основу его исследований.
«Гомер поёт стихи». П. Журди
Пэрри предположил, что по аналогии с другими эпическими текстами, гомеровские сформировались следующим образом: некий сказитель, странник брал определенную историю и много раз её пересказывал по памяти, и каждый его рассказ как бы выстраивался заново, но с соблюдением определённой структуры и набора географических названий и имён героев. Конечно, с каждым разом в историю добавлялись и новые элементы. Сам сюжет часто доставался сказителю «по наследству» от другого рассказчика, и поэтому Милмэн Пэрри пришёл к выводу, что Гомер — это просто-напросто последний рассказчик легенд о Трое и Одиссее. Имя Гомера и легенда вокруг него самого и дошли до потомков, прочно связавшись с двумя великими произведениями древнегреческого эпоса.
Доказательство теории о народном эпосе
Однако Милмэну Пэрри предстояло ещё доказать эту теорию. Помощником в исследовании стал его коллега и ученик Альберт Лорд. Учёные путешествовали и собирали информацию по тем местам, где существовала культура развитого эпоса — по Средней Азии, на Балканах. В итоге Пэрри и Лорд выяснили, что во всех аналогичных случаях сюжет эпической истории существует в нескольких вариантах, с единой основой, но разными подробностями или отдельными линиями повествования. Все варианты одной истории строятся по определенной формуле: два-три-четыре-пять слов, которые встречаются в одной строке в определенной метрической позиции.
Чтобы проще понять, как это происходит, можно представить себе строку поэмы в виде лестницы. У каждой «ступеньки» будет своё, определенное расстояние, и рассказчик должен вложить одну и ту же метрическую конструкцию в семь слогов. В четыре не поместится, в девять — слишком много, а в семь — в самый раз. На семь этих слогов у сказителя есть определенное количество формул, которые состыкуются и с героем, и со временем, и с другими основными элементами сказания.
Средневековая иллюстрация к «Илиаде»
Учёные сформулировали понятие, которое затем преобразовалось в теорию Милмэна Пэрри и Альберта Лорда, или формульную теорию. Они доказали, что формула — это группа слов, которая встречается в определенной метрической позиции. Сказитель же, когда рассказывал, а точнее пел свои истории, брал эти «формулы» и определенные шаблоны из своего багажа знаний, впитываемых всю жизнь, и строил по ним свой текст. Шаблонными чаще всего были описания — пиров, скачек, сражений. Эта теория Пэрри-Лорда в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие науки об эпосоведении.
Слепой сказитель
Свою систему формул учёные перенесли на «Илиаду» и «Одиссею». В итоге Пэрри и Лорд доказали, что эти произведения — записанный вариант устных фольклорных текстов, а Гомер — вероятнее всего, последний их сказитель.
Эта теория получило широкое распространение и легла в основу исследований всего мирового эпоса. После формул учёных стало понятно, что в основной своей массе такие народные сказания
— это изначально устные, а не письменные истории. Так можно сказать и о «Песни о моём Сиде» — из испанского эпоса, и «Песни о Роланде» — из французского. Формульная теория дала исследователям во всём мире импульс к пониманию того, что не следует заниматься текстами эпическими только с точки зрения классической филологии, предполагая, что у них есть автор или авторы. А нужно привлекать и фольклористические теории, в частности, формульную теорию Пэрри — Лорда.
Гомер же, по всей видимости, — это одно из имён сказителей, за которым закрепились известные нам тексты. Фигура рассказчика была сильно мифологизирована со временем. В какой-то момент Гомера стали изображать слепым певцом-сказителем, хотя достоверных данных о его внешности и физических особенностях нет.
«Красочный» физический недостаток прикрепился к образу настолько сильно, что большинство, видя скульптуру в греческом стиле с закрытыми глазами, уверенно говорит, что это изображение Гомера. Аналогию можно провести с образом русского былинного богатыря Ильи Муромца: мы безошибочно назовём основные его черты и обязательно уточним, что воин пролежал на печи 33 года. В том числе и из-за этой физической особенности связывают личность былинного богатыря с мощами святого Илии, которые хранятся в Киево-Печерской лавре, утверждая, что это один и тот же человек.
Образ сказителя обязательно должен был быть наделен какой-либо заметной особенностью, выделяющей его из обычного людского сообщества. Поэтому слепотой часто «одаривались» сказители и певцы эпоса разных стран, это один из самых распространенных паттернов в культуре. Однако в действительности нет конкретных сведений о личности Гомера. Но вывод Мильмэна Пэрри о том, что Гомер – это последний рассказчик «Илиады» и «Одиссеи», взят за основу.
Древнегреческие «Илиада» и «Одиссея» – устные по своей природе тексты, которые не могли быть написаны одним автором. Только сказитель, перенимавший по наследству, собиравший по крупицам и следующей определенной формуле повествования, мог так искусно совместить в одном тексте слова и понятия из четырёх разных веков. В этом смысле эпос – это своеобразное хранилище истории, описаний быта, особенностей поведения и образов. Благодаря эпическим сказаниям и таким их певцам, как Гомер, до нас дошли интересные сведения с самых древних времён.
published on
Запись
Комментарии (0)