Чем старше дети становятся, тем больше они стремятся проверить границы допустимого: например, пререкаясь со взрослыми или срывая уроки. Что делать, если ваш ребенок считает себя умнее всех и не признает никаких авторитетов? Существует ли альтернатива воспитательным беседам?
Впервые узнав от других, что их дети дерзят, родители теряются: «Как, мой ребенок встает на дыбы и огрызается в ответ на замечания?» Они настаивают, что этого не может быть, что это ошибка или исключение из правил: ведь его воспитывали иначе, ведь в семье никто так себя не ведет.
Однако уже в следующем телефонном разговоре учительница подробно описывает недавний инцидент: ребенок снова вел себя вызывающе, перебивал, доказывал, что он «знает лучше», и в итоге сорвал урок. Утихомирить его тогда так и не удалось. И что бы родители ни предпринимали, какие бы беседы в школе и дома с ребенком не проводили, ответ всегда один: «Я вел себя нормально! Она меня просто не любит».
Сколько бы мы ни пытались образумить своих детей, они не желают признавать, что неправы. Они уверены, что всего лишь констатируют факты, а учителя своими просьбами угомониться просто «затыкают» им рот. Кроме того, с точки зрения школьников, считаться с преподавателем и щадить его чувства вовсе не обязательно. Что на самом деле относится и к остальным взрослым.
«Мы судим по себе, потому что умеем контролировать свое поведение. Дети — нет. Они на самом деле еще не знают, как ладить с окружающими и представлять себя на чужом месте, — утверждает коуч Кэролайн Макгуайр, которая работает с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. — У ребенка нет ни причин, ни желания быть «плохим» или бесчувственным. Скорее всего, у него добрые намерения, только надо помочь ему научиться распознавать социальные сигналы».
Тогда как, не давя на психику и чувство собственного достоинства ребенка, объяснить ему, что надо уважать окружающих? В этом вам помогут 4 игровые техники.
1.Задавайте открытые вопросы
Всякий раз, когда дети грубят или презрительно ухмыляются, задавайте им открытые вопросы, чтобы они задумывались над своими действиями и над тем, как на них реагируют другие.
Вместо того, чтобы повторять «перестань спорить с учителем», спросите у ребенка: «Как думаешь, что чувствует Мария Ивановна, когда ты ее перебиваешь? Какое впечатление ты хочешь произвести? Почему тебе настолько важно об этом немедленно сообщить? Как можно выразить это поспокойнее?»
В таком случае он научится принимать чужое мнение и осознает, как его поведение влияет на остальных. Так как это открытые вопросы, то используйте слова «кто», «что», «где», «когда», «как» и «почему». Кроме того, постарайтесь, чтобы во время разговора ребенок смотрел на вас и «считывал» ваши эмоции.
Даже если сын или дочь пожимает плечами или отвечает «Я не знаю», продолжайте спрашивать: «Как можно было поступить по-другому?» Это поможет усвоить негласные правила коммуникации и понять, чего от них ожидают.
2.Станьте «социальными шпионами»
Социальные шпионы наблюдают за людьми, а затем записывают, какими сигналами они обмениваются. То есть насколько громко они разговаривают и каким тоном, перебивают ли друг друга, спорят ли...
Вот как это делается: вместе с ребенком вы заходите в общественные места, например, вестибюли отелей, книжные магазины или торговые центры. Наблюдаете за посетителями, отмечаете социальные сигналы и пробуете определить, какие правила диктует обстановка. А потом делитесь друг с другом наблюдениями и создаете модель позитивного поведения, на которую стоит ориентироваться.
Так ребенок, чаще всего на чужих ошибках, учится понимать, как себя нужно вести. И что точно не нужно делать, чтобы не быть похожим на того грубого мужчину в магазине.
3.Играйте в вежливость
Возможно, вашему ребенку просто скучно, поэтому он рвется выкинуть какой-нибудь фокус, чтобы завести весь класс, или просто хочет проверить, что получится. Так, некоторые ученики нарочно пререкаются с учителями и провоцируют их, чтобы позабавить одноклассников или заслужить одобрение друзей.
Вместо того чтобы читать нотации, спросите, что, собственно, случилось. Можете начать с простого: «Я знаю, что иногда ты стараешься не спорить с учителями и на самом деле не хочешь казаться выскочкой». Держите себя в руках и спокойно объясните, почему необходимо хотя бы притворяться вежливым.
Главное, не пускайтесь в нравоучения. Обсудите вместе, зачем нужна вежливость, и придумайте, как быть, если на уроке ребенку скучно, если у него нет желания участвовать в общей дискуссии. Кроме того, поработайте над его тоном голоса, чтобы он не звучал пренебрежительно и нахально.
4.Научите «читать» обстановку
В каждом коллективе есть свои негласные правила. Чтобы не ударить в грязь лицом, надо уметь их расшифровывать — то есть буквально читать обстановку.
Допустим, вы вместе с ребенком собираетесь войти туда, где собралось много людей. Пусть он сделает паузу и осмотрится: уловит настроение присутствующих, настроится на их энергетику, прислушается, о чем они говорят. И только потом подаст голос. А вы будьте рядом и при необходимости направляйте его.
По большому счету, чтобы привить социальные навыки, не обязательно куда-то специально выходить — это легко делать и в домашней обстановке. Поверьте, ребенка, который постоянно спорит и пытается перехватить инициативу в разговоре, можно научить правильно истолковывать чужие чувства и считаться с окружающими.
Конечно, на это уйдет не один день, но если вы будете последовательны в работе над вежливостью, то результат не заставит себя ждать, Просто знайте: родительское внимание и терпение идут на пользу всем детям на свете.
Комментарии (0)