Бывают семьи, в которых почти невозможно покинуть «свое» место. Элизабет Гилберт объясняет, почему они чувствуют угрозу, когда кто-то нарушает установленный порядок вещей, и как вырваться из их объятий.
Бывают семьи, которые почти невозможно покинуть — в которых все будут очень и очень огорчены, если вы попытаетесь покинуть «свое», отведенное вам раз и навсегда место. Элизабет Гилберт объясняет, почему они чувствуют угрозу, когда кто-то нарушает установленный порядок вещей, и как вырваться из их объятий.
Если ваша семья поддерживает ваше желание (и желание всех остальных своих участников) добиваться успеха собственными силами и так, как вам хочется, и всегда готова помочь вам в любых начинаниях, окружив любовью и поддержкой, тогда, пожалуй, вам будут малоинтересно изложенное в этой статье (хотя… расскажите мне, где вы живете, и что они добавляют там в воду — я бы тоже туда переехала). Ну а всем остальным я советую все-таки читать дальше.
Несколько лет назад меня занесло в Детройт, и я решила сделать себе прическу в одном из местных салонов красоты. Вскоре я уже уютно устроилась в кресле, и моими волосами занялась смешливая женщина в рокерском макияже и одежде слегка за 30. Моя парикмахерша была очень веселой и полной жизни… словом, она мне сразу понравилась. Но когда я мимоходом упомянула, что этим утром прилетела из Нью-Йорка, она тут же — и очень заметно — погрустнела.
«Ах, Нью-Йорк, — с тоской и желанием в голосе произнесла она. — Я всегда мечтала пожить там — даже если всего годик-другой».
«Ну так сделайте это!» — сказала я ей.
«Да нет, я не могу, — ответила она. — Это слишком далеко от Детройта, я просто не могу».
«Вовсе нет! — начала убеждать ее я. — Люди переезжают в Нью-Йорк каждый день! Туда летают самолеты, едут поезда, а автобусы из Детройта в Нью-Йорк отходят вообще каждый час. Если вы пойдете на остановку, то вполне сможете успеть на отходящий прямо сейчас! Вы еще молоды — езжайте!»
«Мне бы очень этого хотелось. Если честно, я здесь просто задыхаюсь. Но этому никогда не бывать».
Когда я слышу, как люди рассказывают о том, что у них есть мечты, но им «никогда не бывать» или «никогда не воплотиться в жизнь», внутри меня словно звучит тревожный звоночек, так что, конечно же, я попыталась узнать у нее больше.
«Понимаете, меня удерживает здесь семья», — объяснила она.
«А, так вы замужем?» — спросила я.
«Нет».
«Ну так, значит, есть дети?»
«Да нет же».
«Вы заботитесь о престарелых родственниках»?
«Нет», — вздохнула она.
«Так что же вас тогда удерживает?»
«Понимаете, я просто из большой семьи, — сказала она, — и мы в ней очень близки друг с другом, так что я просто не могу их бросить…»
«Ага, вот оно! — подумала я. — Ведерко с крабами!»
Впервые о «ведре с крабами» я услышала от своего друга Роба Белла, известного писателя, бывшего пастора и умелого оратора. После одного из своих семинаров он отвечал на вопросу, и одна из женщин в аудитории сказала: «Сейчас у меня сложный жизненный период, я принимаю множество важных решений, пытаясь определить, какой будет моя жизнь дальше, и я расту — действительно расту — очень во многом, зачастую так, как я раньше и представить не могла, но моя семья пытается удержать меня на месте. Иногда мне даже кажется, что моя потребность в развитии как-то им угрожает, и я не знаю, что мне с этим делать».
Роб объяснил, что ей вовсе не кажется — ее потребность в развитии действительно ощущается ее семьей, как угроза. Эта потребность нарушает их сложившееся мировоззрение. Порою семье кажется, что их стабильность и безбедное существование зависят от того, что все ее участники находятся на «своих» местах, объяснил он. И если вы осмеливаетесь сдвинуться с этого места, тем самым вы угрожаете чувству стабильности и безопасности всех вокруг.
Некоторые семьи похожи на огромные ведерки с крабами — в которых, когда один из крабов пытается вылезти из него и сбежать, другие крабы хватают его за ноги и затягивают назад.
Некоторые люди оказываются везунчиками — обитатели их ведерка с крабами строят лестницу, по которой самый многообещающий крабик может выбраться наружу, в большой мир. Но в большинстве случаев любая попытка выбраться из такого ведерка заканчивается одинаково — на колене (или что там у крабов вместо колена) крепкой хваткой смыкается любящая клешня, утаскивающая бунтаря назад, в привычную, удушливую тесноту.
Менталитет «ведерка с крабами» может создать в семьях худший вид «верности» семье — этакий извращенный «кодекс чести», запрещающий любой рост или перемены.
Каждый член семьи, попавший под влияние этого менталитета, говорит себе «Если я не могу выбраться из этого ведерка с крабами, никто из него не выберется».
Кстати, этот менталитет берет в плен людей не только в семьях, но и в дружеских компаниях — где ради сохранения статус кво друзья сводят на нет попытки друг друга измениться или стать лучше.
Я знаю одну женщину, которая твердо решила похудеть, но после того, как ее коллеги на каждом обеде начали едко высмеивать ее судочки со «здоровой» едой, она в итоге сдалась, и присоединилась к ним в ежедневном заказе китайской лапши и пиццы, снова начав наедаться ими до отвала. И как только это случилось, ее тут же приняли назад в «племя».
Поэтому в таких ситуациях нам стоит проявлять предельную осторожность, осознавая, что на нас сознательно давят, пытаясь ударить по самому больному — угроза лишиться привычного племени и чувства принадлежности к нему может оказаться для нас настолько страшной, что мы сами, своими руками разберем собственную лестницу в небо, лишь бы не испытывать на прочность границы, установленные кланом.
Но знайте, если у вас есть мечта, если вы хотите добиться в жизни чего-то большего, вы не сможете этого сделать в тесном ведерке с крабами. Если вам постоянно кажется, что вы задыхаетесь… что ж, пришло время выбираться из этого ведерка. Любыми способами.
И, кстати, перед тем, как окончательно перебраться через край «ведерка с крабами», навсегда оставив его за спиной, окиньте его взглядом еще раз. Возможно, вы увидите, как какой-то молодой и амбициозный двоюродный краб, как и вы раньше, отчаянно пытается выбраться наружу, к свободе. И если это так, протяните ему клешню помощи, и вытащите его наверх, к свету.
Как знать, возможно, вдвоем вы сможете создать новую семью — семью, в которой вас больше не будут удерживать на месте потребности и страхи других. Которая позволит вам, не теряя общности, двигаться (боком или прямо) к чуду, в которое может превратиться ваша собственная жизнь.
Перевод статьи Elizabeth Gilbert: What to Do When Your Family Is Holding You Back via Клубер
.
Присоединяйтесь к нам на канале
Яндекс.Дзен.
published on
Запись
Комментарии (0)