Образ книжного червя — преувеличенный миф. Мы привыкли думать, что начитанному человеку проще находить общий язык с книгами, чем с людьми. В действительности любители художественной литературы намного лучше понимают окружающих.
Исследования подтвердили, что во время чтения мозг использует те же нейронные механизмы осмысления, что и при анализе реальных ситуаций. В голове у человека, который читает слово «удар», включится зона, отвечающая за физическое взаимодействие. Для того, чтобы следить за сюжетом, читателю приходится составлять подробную карту мышления героев. В науке это называется «теорией разума». Когда мы составляем характеристику героя — то, как он думает, что чувствует, чего хочет — мы моделируем его мышление точно так же, как и в реальной жизни с другими людьми. Зачастую читатель сопереживает герою и переживает примерно такие же эмоции. Этот вывод говорит о том, что у любителей художественной литературы лучше развиты социальные навыки.
Проверить теорию сложно. Люди склонны преувеличивать количество прочтённых произведений. Канадский когнитивный психолог Кит Оутли решил опрашивать не напрямую. Участникам исследования он раздал список с фамилиями писателей и попросил отметить тех авторов, о которых люди когда-либо слышали. Но участников предупредили, что несколько имён в списке — вымышленные. Благодаря опросу Оутли смог примерно прикинуть, как много художественной литературы прочитали люди. После этого все опрошенные прошли классический тест на эмпатию. Им показывали фотографии человеческих глаз, а они пытались отгадать эмоции, которые скрывались за этими выражениями «зеркал души». Люди, которые читали больше художественной литературы, показали лучшие результаты.
Фильмы или, например, новости не оказывают такого эффекта на эмпатию. Даже если мы искренне переживаем за киногероя или человека, пострадавшего от урагана, у нас нет доступа к его внутреннему миру. Только литература даёт достаточное количество деталей для создания подробной психологической карты персонажа.
published on
Комментарии (0)