Наверно, нет на свете человека, который не применял бы к себе термины «интроверт» или «экстраверт». Тут, кажется, всё просто: любишь общаться, энергичный, позитивный – значит, экстраверт; замкнутый и мнительный – интроверт. Эти понятия ввёл Карл Густав Юнг в 1920-х годах. Однако знаменитый психолог признавал, что его деление людей на две группы условно, и что есть третья группа личностей, которые гармонично сочетают в себе черты как экстравертов, так и интровертов. В своём труде «Психологические типы» Юнг писал, что таких людей большинство.
Современные психологи согласны с тем, что нельзя делить психологические типы на два: в чистом виде экстраверты и интроверты существуют, но их не так уж много. Так, американский психолог Адам Грант считает, что две трети людей в мире как раз относятся к «третьей группе». Учёный называет их «амбивертами» и говорит, что такие люди склонны преуспевать в бизнесе, потому что сочетают в себе лучшие качества интровертов и экстравертов. Они умеют слушать и думать, не делают поспешных выводов, но вместе с тем они подвижны, энергичны и общительны.
Амбиверты отлично чувствуют себя на руководящих должностях, в продажах и маркетинге, другими словами, везде, где нужно управлять и вдохновлять своим примером. А вот у ярко выраженных экстравертов или интровертов далеко не такая безоблачная ситуация с карьерой, считают психологи. Это всё же крайности, с которыми человеку, привыкшему к определённой модели поведения, сложно справляться. Почему так происходит?
Австралийские учёные Пол Аткинс и Роберт Стайлс определили, в чём основная проблема «крайних» психологических типов: они зацикливаются на своей модели поведения и ведут себя так, как повели бы на их месте экстраверт или интроверт. Они назвали этот феномен фиксированным мышлением.
Человек может серьёзно испортить себе жизнь, если будет считать себя только интровертом или только экстравертом. Неважно, как он к этому пришёл – поверил результатам психологического теста или послушал родителей, которые всегда говорили, что он скромный и замкнутый. И вот он уже интроверт, который может глубже и глубже уходить в свою раковину. Сначала ему всё сложнее ходить с друзьями в бар, затем возникают проблемы в общении с противоположным полом, потом он стесняется высказать вслух креативную идею в офисе… Фиксированное мышление, по Аткинсу и Стайлсу, снижает производительность человека, его самооценку, креативность и устойчивость.
Некоторые эксперты идут дальше и отказываются от классификации личностей вообще. Кроме того, они полагают, что личность — это миф. Человек не может всегда вести себя одинаково, фиксированно: он подстраивается под ситуацию, проявляет гибкость, действует спонтанно. В одном случае он ведёт себя мягко и просчитывает стратегию, а в другом может сорваться, прийти в ярость. Такое явление психологи называют «ситуативной личностью», и это определение более точно подходит под описание человека в условиях современного мира, где мы не можем без интернета и плаваем в море информации.
Юнг писал, что если бы кто-то из людей был на 100% интровертом или экстравертом, он точно был бы сумасшедшим. Поэтому не нужно загонять себя в рамки определённого психотипа: правильнее подстраиваться под любую ситуацию, используя те свои качества, которые для неё необходимы в первую очередь.
Photo by Jurica Koletić on Unsplash
published on
Запись
Комментарии (0)