Барышням в царской России не разрешалось на людях громко смеяться или плакать, зевать, чихать, есть что-то жуя или открывая рот больше, чем для маленькой десертной ложки. Как бы ни мучил голод, подкрепиться прилюдно можно было максимум мороженым или небольшими конфетами.
Не рекомендовалось ни девушкам, ни женщинам отлучаться в туалет в театре или ресторане, а также дома, если вдруг приехали гости. При этом неважно, насколько долго гости пробудут.
Эти правила вызывают крайнее недоумение и возмущение, правда? Однако это далеко не самые странные предписания для слабого пола, которым следовали до революции.
Избегать мужчин и не сидеть у окна
Девушкам и женщинам без сопровождения строжайше запрещалось оставаться наедине и за закрытыми дверьми с посторонним мужчиной. Это считалось крайне неприличным и предосудительным. Если в помещение, где находилась барышня или одинокая дама, заходил мужчина, не являющийся родственником или супругом, женщина должна была сразу же под любым вежливым предлогом его покинуть. Иначе она подвергалась общественному осуждению и вызывала за спиной кривотолки.
В светской беседе девушка не могла поинтересоваться о каком-либо постороннем мужчине, однако взрослым женщинам такой вопрос был простителен.
Представительницам слабого пола не положено было долго стоять или сидеть у окна, причем не только для того, чтобы смотреть на улицу и прохожих, но и просто чтобы работать — вязать или вышивать. Ненадолго, мельком к окну, конечно, подойти было можно, но не более того. Кто знает, какие искушения могли поджидать девицу во внешнем мире?
Не надевать жёлтое и не скрещивать ноги
Правила поведения на прогулках были ещё строже. Кроме того что, как уже упоминалось, нельзя было прилюдно есть и пить, следовало и двигаться определенным образом. Например, присаживаясь на скамью, девушка не могла облокотиться или опереться. Не следовало дамам поправлять и теребить одежду, разминать и явно шевелить пальцами, перевязывать ленты на шляпе и как-либо вообще заниматься своим туалетом. Неприличным считалось скрещивать ноги и закидывать одну на другую, вытягивать их вперёд или сильно поджимать под скамью или стул. Тут нужно оговориться, что данное правило распространялось не только на дам, но и на мужчин.
Незамужним девушкам предписывались даже определенные цвета в одежде. Например, запрещено было носить жёлтые платья, так как это считалось негласным цветом женщин лёгкого поведения. Самым приличным цветом для барышни был невинный голубой.
Вовремя краснеть и просыпаться
Важно было для девушки-дворянки XIX–XX веков определённым образом и вести себя при разговоре с кем-либо, в особенности с мужчинами. Барышня не могла позволить себе просторечие, при этом взрослая замужняя дама вполне могла ввернуть такой оборот в свою речь, и глаза на это уже закрывались.
В светских беседах не рекомендовалось углубляться в чересчур умные и пространные рассуждения. Мужчине, опираясь на дворянскую честь, не позволялось даже намёком дать понять даме, что она недалёка. В обществе не приветствовались разговоры об отношениях между мужчиной и женщиной, недугах, политике и промахах прислуги.
Женщина же не могла себе этого позволить, чтобы случайно не показаться умнее собеседника-мужчины или попросту не наскучить ему. Дворянским девочкам с малых лет твердили, что «слишком умных» не берут замуж.
В разговорах, только лишь намекающих на неприличие, девушка должна была вовремя покраснеть, этому довольно странному навыку девочек обучали отдельно. И, напротив, услышав явную двусмысленность, краснеть барышне было ни в коем случае нельзя, иначе она бы показала, что понимает, о чём речь, и показалась бы порочной. При этом разбираться в этих самых двусмысленностях девушке было необходимо, чтобы случайно из вежливости не улыбнуться на них в ответ.
Тема приличий в принципах дворянского воспитания часто доходила до полного абсурда. Даже «неприличный» сон девушка видеть не могла. А если вдруг ей начинало сниться что-то подобное, ей предписывалось срочно проснуться.
published on
Запись
Комментарии (0)