Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.
38 правил русского языка, которым вас нигде не научат
03:42 09 июля 2018
Велик и могуч русский язык, однако даже наша интеллигенция может быть неспособной грамотно написать на русском языке и пары предложений. Чтобы этого не повторялось, вот 38 правил русского языка, которым вас вряд ли где-нибудь ещё научат
Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
Страдательный залог должен быть избегаем.
Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
Что касается незаконченных предложений…
Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
Предложение из одного слова? Плохо.
И не начинайте предложение с союза.
НИКОГДА не выделяйте слова заглавными буквами.
Провиряй по словарю напесание слов.
Метафора — это гвоздь в ботинке, и лучше её выполоть.
Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
Ненужная аналогия в тексте — как шуба, заправленная в трусы.
Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
Кому нужны риторические вопросы?
Маленькое замечание о повторениях, которые иногда встречаются в статьях, которые появляются в изданиях, которые и так переполнены цитатами, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел высказать автор, о которой мы и хотели сделать это замечание.
Сюсюканье — фу. Оставь его лялечкам.
Позаботься о благозвучии фразы, у тебя ж опыта больше.
Небезинтересно было бы взымать штраф с безолаберных за неверное написание гласных после приставок.
Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
У слова «нет» нету форм изменения.
Коллеги обращения надо как-то выделять.
Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведётся изложение, автор этих строк не рекомендует.
Заканчивать предложение местоимением – дурной стиль, не для этого оно.
Если неполные конструкции, – плохо.
Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».
Числительные до 0-ти включительно лучше писать прописью.
Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
Сдержанность изложения – всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.
Будьте более или менее конкретны.
Слов порядок речи стиля не меняет?
Это тебе, автор, (нельзя прерывать повествование в неожиданном месте) понятно о чём пойдёт дальше речь, но пожалей людей, не вынуждай перечитывать.
Применяя деепричастный оборот всегда выделяйте его запятыми.
Ставьте правильные чёрточки-тире длинное, с пробелами, а дефис чуть — чуть покороче, без пробелов.
Ответ отрицательный на вопрос о том, ставится ли вопросительный знак в предложении с вопросительной косвенной речью?
Повторно повторять все повторяющиеся однокоренные слова – это тавтология – лишнее излишество.
Отличная статья! Читала с огромным удовольствием. Остроумно, весело! Однако понять и оценить прелесть сей статьи сможет только грамотный человек, хорошо знающий тонкости русского языка, много читающий русскую классическую литературу. Написала бы ещё "пишущий"... но, боюсь, что сейчас этот критерий мало к кому из пишущих применим...
Статья, если честно, нудная и в принципе бесполезная. Больше половины содержания - чушь. Хотя, у людей, не обременённых серьёзной грамотностью, но лишь самомнением относительно оной, вызывает восторг...
Уважаемый Дмитрий! В том, что статья бесполезна, готова с Вами согласиться: полуграмотные её просто не поняли, а у грамотных нет нужды в шпаргалках)) А где Вы увидели восторг? Если Вы меня имели в виду, то мне не так легко угодить) Между одобрением и восторгом есть некоторая разница, Вы не находите?
О, не трудитесь - здесь не нужна логика. Дмитрий зашёл сюда с целью потроллить. Либо настроение плохое, либо просто мизантроп по жизни. Пожалейте человека, ему, видимо, и так несладко живётся с самим собой)))
Классная статья! Здорово посмеялась, читая её. Тот редкий случай, когда положительные эмоции сочетаются с общим развитием. Но ознакомиться одно, а овладеть этими правилами поможет только длительная тренировка по каждому пункту. Ну не гений я! ))))
Отличная статья! Ещё с тире как бы разобраться:))))
Вдохновение: Д. Быков «Тотальный диктант – 2011»
«Не знаешь, что ставить, – ставь тире. Не зря его так и называют – знак отчаяния».
Слова ищу, как правило, простые,
Писать хочу не путано, а ясно,
Но до сих пор повсюду запятые,
Тире в стихах леплю довольно часто.
И узнаваем будто прежний почерк,
На смену не пришли другие темы,
Хотя, кто знает, что скрывает прочерк,
Какие зашифрованы проблемы.
Радисткой Кэт порой себя считаю,
Стихи – сплошные авторские знаки,
С победой возвращусь однажды в мае
Без ордена заслуженной писаки.
Горюю неизбежно до отчаянья,
Фортуна иногда приходит в руки,
Пускай добьюсь навряд ли я признанья –
Сумею избежать по жизни скуки!
https://www.stihi.ru/2014/03/16/10827
Страдательный залог — это форма глагола, показывающая, что лицо или предмет, выступающие в предложении в роли подлежащего, не производят действия (не являются его субъектом), а испытывают на себе чье-либо действие (являются его объектом). Страдательный залог по значению соотносится с действительным, но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику.
Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога постфикса -ся (Рабочие строят дома. — Дома строятся рабочими).
Даже и не знаю что сказать, на правила типа:" ЖИ-ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И", эта статья мало похожа. Люди которые учились в СССР, ПИШУТ В ТЫСЯЧУ РАЗ ГРАМОТНЕЙ, теперешней молодежи. Может статья БЕСТ для филологов, но для тех у кого , тогда ,была 4 по русскому , мне лично кажется, она мало интересной- я предпочитаю правила, в другом формате. И как не крути, сложно написано, иносказательно , думаю не все так считают, но ведь многие не поняли, и многим не понравилось, потому что не понятно. Мне больше нравится простой стиль в разговоре. Так , что бы тебя поняли и филологи и двоечники, ну или хотя бы троечники. Это как у нас в правительстве, много новых , не понятных слов - для простых людей.
"Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью". Это остроумный пример? Кто не понял, переведу: "Сложные конструкции, плохо зная грамматику, должны употребляться с осторожностью". Бедные конструкции, грамматику-то плохо знают! Да и не подозревают о том, что кому-то что-то должны... (всё же здесь хочется употребить "о том").
Замечательная статья! Сколько юмора в ней! Жаль, что некоторые не поняли. У нас в школе была прекрасная учительница русского языка и литературы. На уроках мы разбирали ошибки таким же способом, " от обратного". Было интересно, весело и, главное, запомнилось на всю жизнь. Браво автору! Больше таких статей!
Если родной(русский) язык «чувствуешь», то и говорить, и писать будешь грамотно. С этим рождаются! Если не дано, то ни школа, ни ВУЗ не помогут.Спросите хоть у одного грамотного человека, помнит ли он все правила правописания.
Светлана, как ни странно, но я с Вами согласна. "Как ни странно", это потому что я сама всегда считала, что при достаточном усердии можно научиться чему угодно (за редким исключением). У меня есть знакомые, окончившие школу с золотой медалью и ВУЗы с красным дипломом, чудовищно безграмотные. При этом правила русского языка они знают на отлично. Но знать и применять, как показывает практика, это совершенно разные вещи. Я же, наоборот, в школе правила никогда не учила, но ошибок практически не делала. Читала, правда, всегда много. Возможно, как ярко выраженный визуал, я словно "фотографировала" слова, воспринимая их конструкции целостно и подмечая малейшие "неправильности", как расхождение с образом "правильного" слова. То же самое с английскими словами - я могу даже не знать, чем обусловлена ошибка, но вижу, когда слово написано неправильно. Возможно, это просто зрительная память. Тем не менее, когда возникла необходимость, правила русского языка мне удалось сформулировать без особого труда. Дочь училась в гимназии по какой-то экспериментальной программе, в которой правила русского языка просто отсутствовали. Дети были в растерянности - как писать, если нет правил? Пришлось формулировать на ходу и объяснять логически, почему так, а не иначе, и как можно проверить правильность написания. Видимо помогло, потому что дочь закончила гуманитарный ВУЗ и пишет таки грамотно))
В школе у меня была такая же способность.Книги тоже дали многое.Все дело в сравнении.Если видишь грамотно написано,запомнишь.В следующий раз уже не ошибешься,если конечно есть любовь к русскому языку и самоуважение.Стыдно товарищи,стыдно!!!Не знать родной язык-преступление!
Оксана, Вы правы: нам очень помогает зрительная память. Нам - это тем, кто читал с детства книги и не знал Интернета. Но эта же память сильно подводит тех, кто с детства в Интернете. Поскольку повторяющиеся ошибки в текстах тоже прекрасно запоминаются. Кстати, "вуз" пишется строчными буквами.
Ирина, написание "вуз" строчными буквами скорее традиционное, однако это аббревиатура, и согласно правилам русского языка должно быть написано прописными буквами. Ошибки здесь нет))
Именно, Ирина! Эти источники гласят, что написание строчными буквами "вуз" - ПО ТРАДИЦИИ, однако ни один источник не объясняет, почему именно. Поэтому предлагаю дискуссию закрыть, и остаться каждому при своём мнении.
Оксана, в руском языке довольно много правил, в которых явной логики нет. Почему "взимать", хотя во всех прочих подобных случаях пишется "Ы"? Видимо, правила всё-таки нужно знать, а не только искать их причины. Впрочем, всё знать невозможно. Сочувствую детям, которых учили вообще без правил.
Светлана, все правила человек обычно не помнит. Но многие - да. Школа очень даже помогает их изучить и применять. Кто успел много книг прочесть до школы, кое-что узнал и раньше. Но с этим не рождаются!
Действительно, это - самый лучший способ увидеть комичность ошибок. Статья действительно классная. Далеко не каждый грамотный человек сможет так остроумно написать.
"Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью".
Вы разве не видите ошибки? А сами учите правильности речи...Почитайте, как строить фразу с деепричастием.
Вообще, здесь вот писали про раньше и нынче... Так вот, я думаю, что раньше просто школьников учили, (ну, или заставляли) много читать правильных книг. Этим в большой степени формировалось умение излагать мысли. А что все читают сейчас? То, что пишут в интернете такие же неучи. Что слышат из зомбоящика? Безмозглую, замусоренную речь гламурнитостей и уверенных в себе мажоров. Уверенность влияет на восприятие и подражание. И вот уже мы все, как несколько лет повторяем за кем-то его как-бы умилительные выкрутасы речи. Свобода слова - хорошо, конечно. Но иногда хочется хоть какой-то цензуры )))
Эта статья - рерайт эссе Умберто Эко "Как научиться хорошо писать" из сборника "Картонки Минервы". Посмеялась от души и над эссе Эко и над данным шедевром. Превосходно!
да, согласна. раньше в школе давали приемы мнемотехники, чтобы правильно запоминать, а теперь формальный подход. отсюда и произрастают всякие "ихние" и "тортЫ"!!! а ведь легко запомнить: -не налазят шорты - много ели тОрты !
Для знатоков родной речи поправлюсь: "Милостивые госудыре и государыни, позвольте полюбобытствовать, перед тем, как писать свой первый комментарий в С Media Соль, нужно ли предъявлять результаты ЕГЭ? Возможно это необходимое условие при регистрации на сайте???" ))))))
Статья интересная. Написана живо. Но кто оценит её??? Люди, не знающие всех тонкостей русского языка??? В вашем классе многие имели "5" по русскому языку??? 50% моих одноклассников покинули школу с аттестатом, в котором красовалась в основном оценка "государственно"...)))) Будьте мудры и снисходительны к окружающим вас людям!
Всем удачи.
Отличная статья!!! Частенько читаешь френдленту вконтакте или одноклассниках, и прям бесят некоторые повороты в предложениях и, особенно, грубейшие грамматические ошибки.
С Вами согласна. Если на 1-ом канале пишут "Аффтар жжет", какие там фрэндленты... Если название "Чумачечая весна", это воспринимается нашими детьми как должное. Очень безграмотное поколение растет
Писатель Альзира, рекомендация была не заканчивать прелжоение местоимением. А не начинать - с союза. Последнее действительно несколько напрягает (см. моё предыдущее предложение).
Читают все, что ни изрыгает всемогущий интернет, и сглатывают, потому что не в состоянии отрыгивать в силу всеобщей и всепроникающей и прогрессирующей безграмотности. К сожалению!
"Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью". Абсолютно несогласованное предложение. Плохо зная грамматику, нужно с осторожностью употреблять сложные конструкции. Автору статьи самому лучше бы подучить правила русского языка.
Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью. = "Подъезжая к вокзалу, у меня слетела шляпа!" Это что, сложные конструкции "плохо знают грамматику"?))) Или к вокзалу подъезжала шляпа?)))))
Хелен, удивительно, но подобные конструкции нередко употребляются в ТВ-эфире профессионалами. Всегда режет слух. Что это - простое невнимание, безграмотность, или банальная лень - люди просто не хотят задумываться и включать логику?
Оксана, мне кажется, что все причины как раз и перечислены Вами. Интересно, что похожие явления имели место и в прошлом. Например, слово "довлеть" 2 века назад означало "удовлетворять" = "ему это довлеет". Однако, позже оно стало заменять похожее слово "давить", имеющее совсем другой смысл. И теперь "над ним это довлеет" является нормой языка... Кто знает, как повернётся употребление деепричастного оборота со вторым подлежащим в главном предложении? Покажет жизнь!)))))
Советуй - не советуй, а кто как писал, так и будет дальше писать, как в школе научили.
Пять лет работала в редакции верстальщиком, видела, как работают редакторы и корректоры. Столы завалены словарями, методичками. Между ними постоянные споры о написании слов, предложений. И это специалисты, многие с опытом.
Один хороший совет запомнила, когда поступала в институт. На консультации преподаватель посоветовал не строить сложных предложений, лучше разбить на два-три простых, без выкрутасов. Действительно, меньше мудришь - меньше ошибаешься. ))
Странно читать рекомендации для изучающих русский язык от малограмотного человека. Прочитала только начало :
«этого» вместо «это», «пары вместо «пару», не знает, как употребляется деепричастный оборот... Дальше читать не смогла : противно. Может, автору всё-таки стоит немного позаниматься?
Да, уж... Ничего не поняла.Не знаю для кого она, но я не разобралась, не считаю нескольких примеров. Я рада, что есть те, кто восхищается, а вот мы на работе читали и никто не одобрил такое объяснение русского языка.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (111)